«Нога» был задуман в 2019-м году как журнал художественной документалистики. Для поиска текстов в этом жанре объявлен опен-кол: каждый желающий или желающая могут отправить свои произведения редакторам, опираясь на требования, озвученные на сайте.
Запуск журнала и старт опен-кола для авторов и авторок первого номера были анонсированы в октябре 2019-го года. Первый номер журнала вышел в марте 2020-го года в разгар пандемии. Редакция Your Art встретилась с основателями и редакторами журнала Филиппом Олеником и Лизой Билецкой в августе в небольшом домике в селе, который Лиза арендует недалеко от Киева.
Что такое художественная документалистика
Художественная документалистика — это литературные произведения, написанные по следам реальных событий, но с художественной целью. Такой вектор для текстов был задан Филиппом Олеником и Лизой Билецкой. Они не должны быть «ни объективны, ни полезны, ни выдуманы». Сам термин был выбран Филиппом и Лизой, но позже выяснилось, что филолог и литературовед Михайлина Коцюбинская использовала этот термин для определения дневниковой прозы украинских писателей. Близкий по значению жанр существует и в английском языке — Literary Nonfiction, но там он обозначен более строгими эссеистическими рамками, чем здесь. Травелог — еще одно схожее направление писательства, но Лиза и Филипп совсем не хотят ограничиваться путешествиями, которые может (а часто и не может) предпринять в нынешние времена индивид. Вместо этого во вступительном слове к первому номеру журнала предложено задуматься о «внутренних путешествиях» — размышлении о себе, которое может произойти и по дороге в магазин, и не должно быть обязательно помещено в специфические культурные условия: «Само художественное творчество приятно, интересно и продуктивно воспринимать как путешествие, которое ты сам инициируешь, а не то, в которое тебя судьба тащит, развлекает и заставляет находить какие-то новые вещи. Равно как и не нужно “давить высокое искусство”, пока друзья идут на пляж, а ты вроде как должен быть занят писательством. Наоборот, ты тоже идешь в путешествие и взаимодействуешь с окружающим миром посредством текста», — говорит Филипп.
В результате в первый номер журнала «Нога» вошли стихи, найденная Фейсбук-переписка, личные записи и истории. Об этом Лиза говорит так: «Отчасти потому, что мы заимствовали этот термин, но не чувствовали того, что мы пользуемся уже существующим жанром, мы им вдохновились, попытались задать какое-то направление. Почти всегда, если нам нравился сам текст и его замысел, мы соглашались с предложением автора, что: “Да, это тоже можно отнести к художественной документалистике”».
Авторы и авторки первого номера
В первый номер журнала вошли тексты 12 авторов и авторок: Назара Беницкого, Оксаны Брюховецкой, Сашка Протяга, Алены Думашевой, Александра Авербуха, Филиппа Оленика, Владмира Жбанкова, Кати Либкинд, Рике Ферония, Мишеля Якоби, Антона Полунина, Лизы Билецкой. Из них тексты трех авторов были получены в результате опен-кола, остальные авторы и авторки были приглашены к участию.
Журнал многоязычный: тексты принимают на русском, украинском, английском языках и суржике. Такое решение было принято с целью не сковывать авторов, и сохранить «живость» их языка. Например, Назар Беницкий, которого пригласил поучаствовать поэт Антон Полунин, пишет «с собственной грамматикой, на собственном языке, со смесью алфавитов, букв, слов, и он, конечно же, наш эталонный автор, потому что его тексты демонстрируют то, как мы относимся к языку и к культуре: как к гибкому телу, которое не может подвергаться авторитарному нормированию, что есть заверенная Министерством культуры грамматика и словарь», — так комментирует Филипп язык и стиль Назара.
Текст Оксаны Брюховецкой хорошо иллюстрирует идею «внутреннего путешествия». В нем авторка размышляет о себе в прошлом и будущем, глядя на спящую в коляске дочку. Какой она была, когда была такой? Пока она сидит с коляской, готовя почву для будущих воспоминаний, для дочки это мгновение, наоборот — недоступное прошлое.
Алена Думашева написала о своем вынужденном путешествии — опыте пребывания в колонии строгого режима Российской Федерации за хранение наркотиков. Ее история пугает своей случайностью и реальностью.
Путешествие вглубь текстов, доступных в интернете, позволили найти Филиппу Оленику плагиат на автобиографию чилийского поэта Пабло Неруды «Признаюсь, я жил».
Катя Либкинд написала стихи, Владимир Жбанков собрал текст из Фейсбук-переписки своей супруги и бывшего московского муниципального депутата Игоря Брумеля, известного своим активизимом, например, кражей мемориальной таблички Бориса Немцова.
Номер заканчивается поэтическим произведением Антона Полунина «озеро суперпозиций», в котором ты плывешь и тонешь, пока не попадешь в следующее за ним исследование Лизы Билецкой об озере Вырлыця.
Финансирование
Филипп и Лиза финансируют журнал самостоятельно: «Поэтому и гонорар такой небольшой. Небольшой, потому что его не хватит на настоящее путешествие или на то, чтобы жить на эти деньги, пока пишешь». Гонорар за принятые к публикации тексты — 1000 грн. В будущем Филипп и Лиза планируют получить финансирование от грантовых программ. Часть бюджета перекрывают продажи журнала.
Лиза Билецкая — редакторка и переводчица. Она защитила степень бакалавра по теории литературы в США. Помимо текстовой деятельности, Лиза также занимается визуальным искусством: изучает и создает.
Филипп Оленик экспериментирует с писательством.
Почитать Лизу и Филиппа можно, подписавшись на их имейл-рассылку: http://tinyletter.com/philya. http://tinyletter.com/lisabiletska.
Прислать тексты в «Ногу» можно по адресу: [email protected]. Лиза и Филипп всегда ждут новые тексты и сейчас работают над новым номером журнала.