Підтримати

Олексій Сай про Стаса Волязловського: 10 цитат про художника

стас.gif

Стас учился, но не окончил художественную школу. Если всамтриваться в его работы, то можно заметить довольно щепетильный подход к линии. Прослеживается сразу несколько уровней стилизации и чувствуется свой неповторимый стиль. Он мог быть классным монументальным художником, он бы прекрасно оформлял интерьеры предприятий и столовых, но тем не менее его тематика такова, что он сознательно маргинализировал свои работы.

Стас долго размышлял над стилем, в котором он будет работать. Его творчеству свойственна ирония и самоирония. Его рисунки напоминают рисунки школьников на последних страницах тетради. Это очень настоящее, истинное искусство, созданное для удовольствия, чтобы просто похвастаться перед друзьями.

Волязловский злился на себя, когда не мог стать известным здесь и сейчас, тем не менее полностью безразлично относился к любому проявлению своей популярности. Ирония выражалась даже, когда он показывал свою работу с хуями на выставках, демонстрируя свое недовольство контекстом, в котором находился. Такая практика шла в ногу с его графическими работами. В 2004 году была выставка «fashion: какой он есть». Материала было много и понятно, что выставка не была нацелена на коммерцию. Его оптика всегда была направлена на что-то ужасное, но одновременно магнетическое. Это проявлялось во взгляде на все вещи, которые его окружали: он находил параллели и открывал их по-новому.

Если не знать Стаса лично, то можно сделать поспешный вывод, что он был криминальным авторитетом, но он был интеллигентным человеком и всю работу выполнял добросовестно и систематически.

стас5.jpg

Стас сочетал эстетику народного творчества с эстетикой новых течений в искусстве, при этом искусно варьируя разными темами: политика так политика, Круг так Круг (мається на увазі виконавець пісень Михайло Круг — ред.) — и приправлял все авторским фольклором.

Когда ему за гонорар посоветовали нарисовать политиков, он с удовольствием выполнил свою работу. Относился к этому, как к коммерческому заработку, но с трепетом. Он в отличии от других художников не имел другого источника дохода.

Стас описывал все зло, которое еще с советского времени осело в головах людей по умолчанию, и выдавал наружу всевозможные фобии: гомофобию, женоненавистничество, национализм — он видел в этом свою миссию.

Стас не боялся быть ужасным: темы его работ могли быть совершенно разные, но у них обязательно было что-то обидное для большинства. Весь свой текстовый материал он создавал отдельно от картины, и только потом дополнял им работу, меняя композицию. Именно поэтому, он был абсолютно понятным и доступным зрителю художником, который не перегружал свой текст концептуальностю.

В дальнейшем это создавало общую композицию, которая, если выделить отдельно, была у него неправильная, ломаная и расплывалась по всему листу. Ему это приносило отдельное удовольствие, поскольку так он давал зрителю возможность «погулять» между тем, что ему нравится и не нравится. Временами он доходил до абсолютной гармонии в этих ужасных рисунках и провоцировал людей на эмоцию.

В каком бы медиуме он не работал — а это была и графика, и живопись, и видео, и рисунки шариковой ручкой — визуальный язык художника угадывался безошибочно. «Стенгазеты» были больше, чем просто рисунок, а целая история, которую хочется прочитать. Также в его практике были так называемые рефераты которые обычно были посвящены одной теме. Здесь он себя чувствовал более свободно и смело подшучивал над друзьями, знакомыми и происходящими событиями.