Sima Shpin народилась у Жовтих Водах, вчилась в Придніпровській державній академії будівництва та архітектури на факультеті архітектури. Сіма працює ілюстраторкою, графічною дизайнеркою, пише графіті та картини, а також займається скульптурою. Серед її проєктів: Garage — фотодокументація естетики середньостатистичних пострадянських гаражних воріт; український алфавіт, в якому кожна буква — це окреме дослідження, що репрезентує українську культуру. Разом з графітчиком Pasha Open Сіма брала участь у виставці Ukrainian garden, Telep-Art Galéria, Будапешт.
Sima Shpin стала першою героїнею нашої нової рубрики «Анкета», в якій ми у форматі опитування розповідатимемо про молодих українських авторів та авторок.
Як ти почала займатися графіті?
«Привет, я Рома и я рисую граффити», — вот где-то так все началось, когда в 12 лет сестра приехала со своим будущим мужем, Ромой Хлором. От него я много узнала об этом направлении, увидела журнал «Элемент», но тогда меня оно не особо зацепило. Граффити, в классическом понимании, мне было непонятным и не особо интересным, чисто «магией рептилий». Спустя пару лет Рома показал работы Am-am и Va-ve и вот с этого момента граффити стало для меня действительно интересным и я начала всерьез следить за всем, что происходило в этом поле, и тогда тоже задумалась о том, чтобы начать. Первые попытки я сделала по окончанию школы, где-то за гаражами на окраине города, чтоб никто никогда этого не увидел. Дальше через года три я уже начала рисовать, как и рисую сейчас.
Чим би займалася, якби не малювала на стінах?
Даже если бы не рисовала на стенах, то все равно рисовала бы на чем-нибудь другом, как и делаю сейчас.
Як ще ти себе проявляєш?
Помимо стенок и до того как начать это дело, основной темой всегда была живопись и иллюстрация. С ними я постоянно имею дело, с иллюстраций даже чаще. В ней я копаюсь достаточно давно и на постоянной основе. Сначала я работала только с бумагой, а потом начала немного переносить все в диджитал.
Как бонус к этому всему, меня всегда привлекал мусор, с ним очень приятно работать, он есть везде и всегда доступен. Это отличный материал для работы, особенно, когда нет ничего другого. Так началась серия работ Carpet — такая себе художественная практика, в которой я складываю куски из мусора. Эта тема меня никогда не оставляет равнодушной, и к ней я очень часто возвращаюсь.
Розкажи про твій алфавіт. Як довго ти його створювала?
Года два назад мы с моим знакомым пробовали делать алфавит, но тогда работали только со знаком. Этот алфавит вообще не планировался, и возник случайно, когда я вспомнила про свои старые наработки и решила их подать по-новому, сделать из них более полноценный продукт. Изначально в нем я больше фокусировалась на анимацию, чем на форму и вид букв. После первой буквы поняла, что работаю не именно с алфавитом, а с особенностями украинской культурной ментальности и колорита, и каждая буква является отчасти исследованием. Я сама не ожидала, что это будет настолько увлекательным процессом. На весь сет у меня ушло около 3 дней.
Чому він українською, а не, наприклад, англійською?
Насчет языка даже не стояло вопроса, сразу начала работать с украинском, так как глобально в современной Украине нет понимания, что есть украинская культура и идентичность, как ее можно представить и описать. Но она есть и она во всём абсолютно, и даже то, что нам кажется отвратительным и ущербным, включая абсурдность дизайна вывесок, искажения языка, особого контингента людей на вокзалах и превращение палатки с шаурмой в ежедневное новогоднее фаершоу, тоже являются частью этой культуры. Закрывать на это глаза или игнорировать такие вещи — это всегда будет искажением восприятия культуры, где у большинства представления о ней загнано в несуществующий, нереальный образ вместе с козаками, вишиванкой и борщом.
Які твої міркування про українське графіті сьогодні?Украинское граффити — такое явление, оно вроде есть, но какой-то внушающей сцены и стиля нет, да и вряд ли будет. Общая картина очень невзрачная и даже регрессивная, мало что цепляет, граффити стало, как внешняя реклама, шумным, некачественным и ограниченным, без оригинальности и обдуманности. Есть, конечно, крутые ребята, но они остаются в меньшинстве.
Чи менше дівчат у графіті, ніж хлопців? Якщо так, то чому?
Девочек в граффити не много. Но на самом деле меня мало волнует, много их или мало. Я никогда не концентрировала на этом внимание, потому что мне неважно парень нарисовал что-то или девушка. В первую очередь я смотрю на то, что делает человек, а пол для меня вообще не играет роли.
Що вплинуло на твій стиль?
Да много чего, основа у меня классическая, скажем так. Тут можно много писать, но лучше сделаю небольшую выжимку. В школе — Гоген и Матисс, потом, учась на архитектурном, много вынесла для себя из Баухауса и ВХУТЕМАСа. Особое место занимает старая иконопись Феофана Грека и Рублева. Это направление очень сильно во мне откликается и волнует, с художественной точки зрения — это глубина и возвышенная суть, переданная с неосознанным наивом и простотой. Вот это меня больше всего восхищает и завораживает. По этой же причине неосознанной художественной ценности и замысла, для меня было и остается очень важным первобытное искусство, оно супер правдивое и честное, вот тогда было настоящее абстрактное искусство. И сейчас я все больше углубляюсь в эту тему.
А если брать граффити-среду, то для меня всегда основой были — Аm-аm, Va-ve, Saeio, CAP crew, Pike&Nut.
Якою ти себе бачиш через 10 років?
Если быть честной, я не знаю что со мной будет в ближайшее время, а что через 10 лет — я вообще молчу.