Підтримати

Фланерство як медитація: фотопроєкт Поліни Полікарпової «Відсутні»

_DSC8761.jpg
_DSC4352.jpg

История моих взаимоотношений с пейзажем берет свое начало из детства. Мой отец, вернувшись поздно вечером домой, сказал матери, что вернулся с новой выставки Олега Малеванного. На ее вопрос, что он выставлял, отец ответил, что Олег «из большого секса перешел в пейзажную тематику» (смеется). Я услышала этот обрывок разговора, делая вид, что сплю. Но уже тогда пришла к мысли, что пейзажи это скучный и в чем-то «туристический» жанр искусства.

Мои первые 5 лет в фотографии были сосредоточены на человеке в окружающей его среде, пейзаж всегда был «фоном» для портрета. Но постепенно все начало меняться. Приезжая в Киев погостить, я виделась с киевскими коллегами и, вместо обычного сидения в кафе или гостях, меня вытаскивали в самые разнообразные уголки Киева и его окрестностей. Мне не совсем был понятен концепт времяпровождения, возможно, они водят меня там, чтобы сфотографировать, но нет, они снимали волны Днепра, оставленные очередным катером или голые ветки деревьев, которые искривились от ветра и приобрели причудливую форму.

Пейзажи вошли в мой обиход после странствий по Великобритании в рамках резиденции SWAP:UK/Ukraine в 2017 году. Я провела много времени в путешествиях в одиночестве с заранее скачанными оффлайн-картами на iPod в разных уголках страны. Я стала замечать аналогию бесконечной индустриальной архитектуры северной Англии с мукомольной фабрикой в Харькове, мимо которой каждый день ходила в сторону центра, и со многими другими краснокирпичными обветшалыми зданиями. Тогда я начала задумываться о новом витке ностальгии, ностальгии архитектурной. Постройки XIX–XX веков, вплоть до советского модернизма, мне более понятны и ближе, чем циничная пластиковая эстетика бюджетных новостроек.

Вернувшись в Украину, я со временем начала свою серию «Отсутствующие», которой нет конца и края. Возможно, еще и внутреннее взросление, приобретенный опыт, насмотренность и склонность к сравнительному анализу позволили мне расширить мой жанровый диапазон и получать кайф от сдержанных и молчаливых видов на исторические местности городов. Есть в этом что-то «музейное, документирующее», ведь никогда не знаешь что будет на этом месте через неделю или год.

_DSC4697.jpg
_DSC7936.jpg

С 2020 года я постепенно стала добавлять некоторых персонажей, снимки с ними я называю «Присутствующие», когда у меня когда-нибудь выйдет книга, я помещу их именно в ту рубрику. Все же нельзя отказываться от прошлого опыта фотографирования людей, тем более, можно заметить, что люди на этих снимках очень-очень мелкие, будто «застрявшие в текстурах», помогая таким образом природе оставаться на первых ролях в снимке. Зритель не всегда замечает людей на этих снимках, а я, будучи любительницей «дальних планов», стремлюсь, чтобы мои фотографии рассматривали подольше.

_DSC8941.jpg
_DSC1037.jpg
_DSC1394.jpg
_DSC1680.jpg
_DSC2746.jpg
_DSC1170.jpg
_DSC3569.jpg