Несколько месяцев я живу и работаю на резиденции Kunstlerhaus Buchenhusen в австрийском Инсбруке. Работа и досуг здесь довольно сильно отличаются от домашней обстановки. В Киеве я не хожу в мастерскую, а работаю дома. Преимущественно работая с видео и фотографией, мне не нужно было отдельное помещение, без которого сложно помыслить деятельность живописцев и скульпторов. Хотя именно сейчас у меня появляются новые идеи, связанные с производством материальных объектов. Поэтому думаю, что по возвращении в Киев принцип работы придётся менять.
Вернёмся к тирольской резиденции. Это специфическая программа: она рассчитана как на художественную практику, так и на теорию. В основном, художники и художницы, работавшие здесь, используют исследование в качестве методологии создания своих проектов. Сам Kunstlerhaus Buchenhusen находится в замке ХVI века и представляет собой в прямом смысле слова дом художников. Здесь живут и работают как международные, так и локальные резиденты и резидентки. Кроме итоговой выставки, предусмотрены организация конференции и создание публикации. Всё это довольно большая ответственность, а это очень дисциплинирует. В моменты прокрастинации выручает природа: город находится на реке Инн, в окружении Альп, куда я всегда с радостью отправляюсь на прогулки.
Мой проект здесь называется Fear Has 100 Eyes, что можно перевести на русский как «У страха глаза велики». Я пытаюсь переосмыслить циклы своих работ, сделанные в последние шесть лет. Эти шесть лет в Украине идет война. В то же время глобальный политический спектр сильно смещается вправо и напряжение в обществах возрастает. Коронавирусная ситуация только ещё больше накаляет обстановку. В разных работах я говорю о насилии, о том, как оно презентировано в медиа (начиная от новостного потока до блогинга и массового кино), как оно влияет на общество. Основной вопрос в моих поисках — как говорить о насилии, при этом не повторяя и не умножая его? Это найдет свое отображение в небольшой книге с текстами приглашённых исследователей, которая выйдет уже после резиденции.
Для создания новой серии коллажных работ я много времени провожу в библиотеке. Мои основные инструменты — сканер и фотоаппарат. Кстати, интересно, как здесь организована библиотека: большинство книг приобретены по заказу предыдущих резидентов и на них есть соответствующие наклейки с именем изначального юзера. Читать я люблю в «стоматологическом кресле», которое на самом деле — специально спроектированная мебель Atelier Van Lieshout. Нередко вместе с другими художниками мы организовываем вечерние просмотры и дискуссии в видеозале. Среди прочего обсуждаем работы друг друга.
Я оказался в этом месте очень своевременно. Самоизоляция и заметное сокращение культурной и социальной жизни в Киеве довольно сильно аффектировало мою способность работать. Здесь же, в ситуации, когда ты художник, работающий в доме художников и художниц с другими художниками и художницами, таких проблем не возникает.
Напоследок пару слов про ковидную этику: в Австрии люди не ходят на публичные события, не путешествуют на поезде, предварительно не сделав бесплатный (!) тест. Как человек, переболевший ковидом в Киеве, я это очень поддерживаю. А нашим властям стоило бы подумать, как сделать если не вакцины, то пока хотя бы тесты более доступными для людей.