Там было окно, через которое можно было увидеть реку
Вы могли увидеть реку и город за ней
Степь
Степь в тишине
Шагните в степь
Мы встретились в середине августа во время зум-звонка онлайн-резиденции «Ландшафт как монумент», организованной Платформой культурных инициатив ИЗОЛЯЦИЯ и кураторами Александрой Погребняк и Дмитрием Чепурным. В маленьком окошке зума над Софией светились божественные лучи, освещавшие ее присутствие; они казались почти настоящими, но увы, на деле принадлежали огромному лесному пейзажу на ее фоне. Азизу окружали сложенные в кучу скульптуры и театральные декорации; над ней нависал большой уличный знак: «Бульвар Судьбы». Значит, судьба. Среди этой непреднамеренной перформативности объектов, мы немедленно нашли общий язык.
Программа резиденции фокусировалась на изучении культурных ландшафтов, истории окружающей среды, дихотомии человека и природы, промышленного наследия. В частности, основной дискурс вращался вокруг ландшафтов Донбасса, так как это место рождения платформы ИЗОЛЯЦИЯ.
Во время резиденции Азиза находилась в Лондоне, а София работала из Гааги. Мы не могли поехать в Украину из-за пандемии и геополитической ситуации вокруг Донбасса. Как художники и исследователи, мы были физически оторваны от региона, центрального во всех наших дискуссиях. Наше физическое присутствие на Донбассе и полевые исследования были невозможны; мы могли делать выводы только используя наше воображение с помощью историй, изображений и архивов, относящихся к региону.
Так зародился проект MINDSCAPES. Взяв за отправную точку идею воображаемых ландшафтов, мы стремились создать аудиовизуальные абстракции, позволяющие перенестись в воображаемую среду, вдохновленную Украиной. Нам захотелось создать такой опыт, где участники бы накладывали звуковое повествование на свое окружение и извлекали из него новые смыслы. Другими словами, MINDSCAPES стремится освободить воображение и осмыслить формы, текстуры, звуки и взаимодействия, возникающие после прослушивания пятиминутных аудио-виньеток.
Дополненная реальность (AR) показалась нам идеальным сочетанием доступности и механики опосредованного присутствия. Визуальный AR хорошо известен публике: мы видим его в музеях, бренд-маркетинге и фильтрах камер в социальных сетях. Но немногие осознают, что физическая реальность также может быть дополнена звуком. Хелен Папагианнис в своей книге Augmented Human (2017) объясняет:
«Слушая [аудио], мы генерируем “театр разума”, в котором мы используем наше воображение для создания визуальных элементов и даже путешествий во времени… Аудио может помочь по-новому увидеть ваше окружение… направляя ваше внимание и концентрацию по маршруту, указывая на неочевидные вещи».
Звуковые прогулки с учетом местоположения остаются популярным форматом: взять тот же RemoteX от театральной компании Rimini Protokoll или электрические прогулки Кристины Кубиш. Однако мы не хотели заострять внимание на геолокации. Вместо этого, мы экспериментируем с личным пространством и идеей проприоцепции — ощущением положения частей собственного тела относительно друг друга и в пространстве. С помощью бинаурального звука мы можем влиять на проприоцепцию участника, воздействуя не только на умозрительное восприятие пространства, но и на то, как они чувствуют пространство своим телом.
Таким образом, MINDSCAPES превратился в аудиовизуальный опыт для любого пространства, сочетающего звуковые ландшафты, поэзию, 2D-графику и дополненную реальность. Следуя набору инструкций через наушники на мобильном устройстве, участник заново открывает для себя свое непосредственное окружение и видит знакомые места в новом свете. Участники завершают свое «путешествие» созданием фото или видео с использованием AR-фильтров, которые затем становятся частью коллективного произведения — общедоступного архива субъективных размышлений о MINDSCAPES. Применяя одни и те же визуальные элементы в окружении участников, мы объединяем индивидуальные пути участников в общий взаимосвязанный опыт, создавая коллективную память о собственных пространствах.
Одним из важнейших этапов развития проекта была работа с украинской аудиторией в рамках перформативного мастер класса в сентябре этого года, который проводился онлайн совместно с ИЗОЛЯЦИЯ. Путем активного исследования окружающей среды с помощью геймификации субъективных ассоциаций мы собрали богатый спектр семиотических и феноменологических реакций на различные личные воспоминания. Результат мастер-класса затем повлиял на тексты проекта, а также на визуальные характеристики AR объектов. Визуальные эффекты в MINDSCAPES вдохновлены украинским пейзажем и фольклорными сказаниями. Мы работали со степью, цветущими папоротниками из традиций Ивана-Купала, различными ландшафтами, горами и прибрежной средой, извлекая материал как из воспоминаний участников мастер класса, так и из их визуальных реакций и рисунков на воспоминания других участников.
Проект в основном существует онлайн. Это осознанный выбор: мы хотим, чтобы MINDSCAPES был легко доступен из любой точки мира. Мы хотим использовать феномен отстраненности, изоляции и потери свободы передвижения. В некотором смысле, это также попытка сохранить психологическое состояние во время нахождения в изоляции — и создать нематериальный артефакт нашего времени, который может существовать даже после того, как мы преодолеем вирус. Такое представление об изоляции характерно для пандемии 2020 года и затронуло большинство населения мира. Но для людей в таких регионах, как Донбасс, изоляция и отчуждение были страшной реальностью задолго до начала пандемии.
Постоянно обновляемая коллективная работа размещается на специальном веб-сайте. Аккаунт проекта в Instagram с поэтическими звуковыми инструкциями, которые также можно найти на веб-сайте, демократизирует опыт, устраняя необходимость установки сторонних приложений. Фильтры AR в Instagram помогают участникам создавать визуальные интервенции в пространстве, которое они исследуют, используя наши тексты как руководство к действию. После создания кадра или снятия видео участник может поделиться им публично, используя специальный хэштег, или отправить его нам в личные сообщения. Мы надеемся, что это взаимодействие может установить прямое общение между аудиторией и художниками, а также вызвать динамичные дискуссии и дебаты.
Первая версия проекта MINDSCAPES будет аудиотриптихом: первые три главы создадут мир MINDSCAPES. Мы планируем продолжить наши исследования, проведя в будущем серию мастер классов, которые вдохновят следующие тексты и повлияют на постоянно меняющийся и подвижный аудиовизуальный мир проекта. Вместе с нашей аудиторией мы создаем воображаемое царство — цифровой ландшафт памяти. Но кто сказал, что это не ценнее реальности, с которой мы сталкиваемся каждый день?
Вдохни
Задержи
Выдохни