Підтримати

Суррогатное материнство: выбор без выбора

История, которая началась с сорока шести кричащих малышей еще недавно будоражила украинских читателей. Карантин, вызванный COVID19, обнажил проблемы во многих сферах нашей жизнедеятельности, напугал ощущением уязвимости и беспомощности. Глобальный мир снова рассыпался на мелкие кусочки, и мы оказались зафиксированными в своей привычной реальности, без возможности использовать преимущества глобализации и свободного движения товара, услуг и людей.

5.jpg

История с младенцами, рожденными от суррогатных матерей, уже прошла первый эмоциональный отклик. Было много публикаций и комментариев в защиту биологических родителей и их права размножаться, были обеспокоенности со стороны чиновников и традиционалистов, где-то между моральной паникой, заботой о детях и беспокойствах о национальном интересе. В любом случае, нейробиологический ответ на плач маленького ребенка активизирует в определенные области нашего мозга, которые связаны с реагированием, и взрослому человеку сложно остаться безразличным.

Раскладывая по полочкам интересы государства, биологических родителей, детей, и конечно же природность и моральность, без этого у нас никак, остались в тени интересы самих суррогатных матерей, или же гестационных курьеров [1], как прописано в договоре о суррогатном материнстве.

Либеральная концепция базируется на незыблемости прав и свобод личности, стала своеобразным ядром западной культуры, которая еще не достигнута, но такая желанная для Украины. Но без критичности и проблематизации к осмыслению прав и свобод, мы можем получить некачественную репликацию, как в случае с суррогатным материнством. Когда из всех европейских стран коммерческие использования суррогатного материнства (СМ), как лечения бесплодия, доступно только в четырех европейских странах. И нет, это далеко не самые передовые страны с точки зрения стандартов прав человека. Коммерческое суррогатное материнство разрешено в Албании, Украине, Российской Федерации и Грузии. Неужели эти страны обладательницы передовых репродуктивных технологий и беспрецедентных свобод? Едва ли. Видимо есть и иные причины: легальность оказания таких услуг, низкая цена на услуги СМ и все еще сравнительно высокий уровень медицины.

Поисковый запрос выдает несколько страниц с рекламой клиник, продающих различные пакеты услуг, что включают юридические и медицинские услуги, а также подбор нескольких кандидаток с опытом и без, для размещения зиготы. Стоимость стандартного пакета услуг для граждан Украины колеблется от 45 000 до 50 000 USD, из которых оплата суррогатной матери 16 000-20 000 тысяч USD, отдельно выплачивается пособие за каждый месяц беременности, одежда, витамины и аренда квартиры в Киеве. Для иностранных пар тарифы существенно выше и в основном скрыты с сайтов клиник.

Выплаты компенсации суррогатной матери начинаются после подтверждения беременности в клинике. Затем постепенно проходя  УЗИ и анализы, получая подтверждения о благополучном развитии беременности суррогатная мать получает компенсацию разными частями. После шестнадцати недель выплачивается первая существенная сумма порядка 2000 евро, затем после двадцать седьмой недели перечисляется 6000, затем переезд суррогатной матери в Киев без детей и компенсация за оплату няни на этот срок. Учитывая уровень средней заработной платы не дотягивающий в этом году до 10000 гривен, а если говорить о регионах — и того меньше, то за одну «услугу» по вынашиванию суррогатная мать получает доход за четыре года. 

Даже простое сравнение сумм вознаграждения и среднего уровня дохода женщины в Украине, да еще и в компании не самых благополучных, с точки зрения прав человека, стран должно бы натолкнуть на мысль, что с коммерческим суррогатным материнством что-то не так. 

В условиях когда возможности для заработка ограничены, а расходы на родных детей ежегодно растут — украинские суррогатные матери используют эту возможность, как стратегию выживания. Часто вынужденную стратегию, которая конфликтует со свободой распоряжаться своим телом, поскольку этот выбор детерминирован не альтруистическим желанием помочь другим людями иметь детей, а нужда и невозможность обеспечить себя и близких другими способами.

 Вам тоже повеяло постколониализмом, эксплуатацией и отчуждением? Женщины из третьего мира дарят радость родительства обеспеченным парам из первого мира, немного напоминает кадры из телесериала «Рассказ служанки», где бездетные жены командоров использовали тела своих служанок для своего родительского счастья, при этом, некоторые служанки принимали это как благо. И этот сюжет тоже может стать остановкой для размышления о праве выбора и свободе распоряжаться своим телом. 

Отчуждение начинается с самого определения суррогатного материнства, где преимущественно используется два подхода — «услуга» или же метод лечения бесплодия. Во всей этой истории я не вижу интересов женщины решившейся стать суррогатной матерью. 

Коммерческое суррогатное материнство запрещено в развитых странах, и именно поэтому иностранцы едут обзаводиться детьми в Украину. 

Юристка международного права Ирина Шаповалова комментирует на своей странице в Facebook:

«Только один из вопросов — это получение гражданства ребенка в стране родителей и установление юридической связи ребенок-родитель. В ЕСПЧ (Европейский суд по правам человека — прим.ред.) уже было несколько кейсов, и дети, кстати, были из Украины и России. Кейсы были против Бельгии и Франции, потому что госорганы отказывались регистрировать правовую связь ребенок-родитель. И Суд не находит это нарушением Статьи 8 — право на private life, потому что государства обладают широкой discretion в таких вопросах. Интересно, что родители, которые пользовались такой «услугой» не подумали о судьбе ребенка заранее, зато легко нашли способ обойти законодательство своей страны, использовав для этого женщину из бедного государства.

Конечно, кроме этого формального вопроса, есть гораздо более важные и пугающие. Специальная докладчица ООН Мод де Бур-Букиккио (Maud de Boer-Buquicchio) в 2019 году подготовила доклад по вопросам прав детей, рожденных от суррогатных матерей. Одна из главных угроз — это торговля такими детьми, что, к сожалению, не редкий случай. Она рекомендовала странам сократить коммерческое сурматеринство и четко регулировать альтруистическое, из-за высокого риска нарушения прав детей.

В отчете Committee on Civil Liberties, Justice and Home Affairs ЕС 2015 года говорится, что нужно порицать все формы коммерческого сурматеринства, потому что это нарушает права женщин и их достоинство. Есть еще много документов, докладов и отчетов на эту тему. Если в нее погружаться, становится ясно, что все гораздо сложнее, чем “свобода распоряжаться телом”».

Вспоминая собственные беременности, пытаюсь представить сумму, на которую я буду согласна чтобы вновь пережить четыре месяца токсикоза, три месяца ночных судорог и два месяца ложных схваток по ночам. Но ради благополучия уже существующих детей я буду готова на многое. Было досадно читать публикации и посты в соцсетях, осуждающие аморальность матерей, и их «неестественный» выбор и даже обвинения в содействии торговле детьми. И мне сложно называть суррогатное материнство «работой» или «услугой» поскольку это выбор без возможности выбора — для этих женщин нет альтернативы для подобного размера заработка другими способами. Кроме как предоставить свое тело во временное пользование и разместить в свое тело чужую зиготу, чтобы позаботиться о своих собственных детях. 

Материнство в наше время — это действительно привилегия, но не только в возможности зачать ребенка, а и в возможности его вырастить, дать образование, питание и внятные жизненные перспективы. Возможно, имея альтернативу в виде доступной социальной инфраструктуры (детские сады, школы, больницы дороги к этим объектам), достаточный уровень жизни и внятные перспективы для родительства — украинские женщины смогут рожать для себя, осознанно, по любви, без отчуждения, рисков и нужды. 

[1] «Гестационный курьер: женщина, у которой беременность наступила в результате оплодотворения ооцитов, принадлежащих третьей стороне, сперматозоидами, принадлежащими третьей стороне. Она вынашивает беременность с тем условием или договором, что родителями рождённого ребёнка будут один или оба человека, чьи гаметы использовались для оплодотворения» [Рекомендации ВОЗ]

Ніна Потарська

Якщо ви хочете написати про соціальні феномени, розглянуті з позицій критичних інфраструктур, надсилайте свою пропозицію на адресу: [email protected]