Підтримати

«Страх торкнутися власного обличчя»: Анжеліка Алєксєєва та Поліна Полікарпова

У рамках проєкту ЗАПАЛЕННЯ фотографка Поліна Полікарпова поділилася з нами своєю карантинною серією «Без назви» (2020), яку вона створила разом з Анжелікою Алєксєєвою. Зйомка, присвячена темі ковіду, створена у березні—травні 2020 року. Полікарпова та Алєксєєва поділилися з нами своєю рефлексією на тему пандемії та її впливу на звичайне і творче життя.

Поліна Полікарпова

Дана серія знімків — моя спроба естетизувати «герметизацію» суспільства в їх власні будинки в період самоізоляції. На мій погляд, «герметизація» проявилася у повній розгубленості і невизначеності в завтрашньому дні для людей, що і без того раніше турбувало як і мене, незалежну художницю, так і моїх колег.

Поява нескінченно великої кількості вільного часу відкрила простір як для побутових зобов’язань, так пізніше і для химерної творчості, безглуздого проведення часу й усамітнення зі своїми власними страхами і тривогами. Навіть боязню доторкнутися до власного обличчя.

Анжеліка Алєксєєва

Серия «Без названия» хорошо отобразила моё внутреннее состояние того периода — начала весны. Всё тогда в моём представлении было очень нестабильным.

Вспышка вируса стала глобальным мировым событием, которое совпало со знаковыми переменами и в моей жизни. Казалось, ты набрал скорость, но тебя просят очень резко затормозить. Самым неприятным тогда была погода; температура воздуха в целом была еще низкой.

_DSC1501-cold.jpg

_DSC2564.jpg

Фотография с видом на баскетбольное кольцо — это мой вид из окна. Каждый день я упиралась глазами в стену и ждала изменений в погоде и мире. Старалась романтизировать всё и найти что-то хорошое в этой ситуации, но почему-то именно на начальном этапе было сложней всего.

Очень резко оборвался социальный мир. И вроде я, наоборот, выдохнула от социального перенасыщения, и очень хорошо чувствовала себя в одиночестве, но стала больше уходить в свои мысли, выстраивая постоянный монолог с собой. Когда проходит первая неделя, вторая кажется уже более сложной: почти невозможно проследить, какой из голосов в твоей голове более рациональный. Если рядом нет человека, с которым можно вести бытовой диалог, ты можешь погружаться в мысли ещё глубже и накручивать себя ещё сильней. На тот момент я накручивала себя темой заражения. Очень волнительно было заболеть: я прислушивалась к каждому своему вздоху, а малейшая хрипота навевала мысли о летальных событиях.

Это и стало сигналом для серии. Мне хотелось передать именно эти ощущения, когда ты застрял в одном цикле мыслей, в одном состоянии природы и положении вещей. Я сказала Полине, что хочу отснять серию, показать частично своё состояние; хочу рыдать на фотографиях, хочу угловатостей, замкнутости и одиночества. Есть фотографии, где я плачу.

С моей стороны — в серии передано эмоциональное состояние, атмосфера, образы, а Полина собрала это в концепцию самоизоляции. Мне тогда было сложно рационально продумать все; я так и проводила отчасти время: то там посижу, то туда посмотрю, то сделаю что-то. И хорошо, что была возможность творчески выразить это и был человек, который направил и развил мои мысли в логическом направлении. Настолько я была потеряна тогда, что Полина мне казалась судьбоносной, будто только она понимает мое состояние. Так и вышло. Правдиво.

_DSC1720.jpg

_DSC2330.jpg

Начало весны 2020 года пробудило во мне совсем другие новые эмоции: тогда цвета были как RGB, и я больше наблюдала за состоянием пробуждения природы, что вылилось в совершенно другие мысли и другие съемки.

Сейчас я рада, что у меня был такой период, и немного сожалею, что не жила в эпицентре, где-то в Китае, например, чтобы ощутить влияние сильней. Увидела для себя много интересного за это время, поэтому для меня влияние пандемии скорее было положительным, хоть немного и депрессивным.

Главное давать выйти этому наружу, что, собственно, мы и сделали.

_DSC1775-0.jpg

Модель та арт-директорка: Анжеліка Алєксєєва

Фото: Поліна Полікарпова