![2CF06747-B0EC-49D9-B32B-788LKM87EB17A63.jpg](https://static.supportyourart.com/uploads/squarespace/new_image_interview_115.jpg)
До 16 червня у Брамі Заборовського Національного заповідника «Софія Київська» пройде виставка «Каліграфічні експерименти сестер Лопухіних» — це перша персональна виставка робіт сестер Вікторії і Віталіни Лопухіних. Сестри відомі своїми розписами стін, а також унікальними проектами з шрифтами.
Виставка поділена на дві частини. Перша демонструє різноманітні техніки каліграфії, а друга присвячена спадщині українських художників ХХ століття, основоположникам українського графічного дизайну та графікам.
Ми зустрілися з сестрами на території заповідника та розпитали про те, чому варто завітати до Брами Заборовського.
![481A7фв041.jpg](https://static.supportyourart.com/uploads/squarespace/new_image_interview_117.jpg)
Про позиціювання
Віталіна: Мы представляемся не каллиграфами, а графическими дизайнерками. Мы не причастны к первой лиге арт-сцены Украины. Конечно же, мы ищем способы самовыражения, и иногда это выливается в проекты, связанные с искусством.
Віктория: Сухой графический дизайн очень быстро надоедает. На первое место я бы поставила определение «художницы-графики», а потому уже «графические дизайнерки» и «каллиграфы».
Про виставку
Віка: Когда-то мы снимали студию на улице Рейтарская и наш балкончик выходил прямо на Ворота Заборовского. Это культурный памятник, мы знали, что Георгий Нарбут специально когда-то снял дом напротив именного этого места. А Нарбут — знаковая для нас личность.
Віта: Когда поступило предложение о персональной выставке, сомнений не было. Готовились мы с осени 2018 года. Так как это государственная структура тут не до спонтанности, все было подготовлено и оговорено заранее.
Кроме того, что уже представлено на экспозиции, мы планируем провести перформанс по росписи объектов. О нем сообщим заранее.
Про улюблених каліграфів та графіків
Віта: Мы учились у Василия Яковича Чебаника — известного украинского каллиграфа и художника-графика. Именно он занимался реконструкцией допетровской кириллицы, поэтому многие знаки и буквы исторически выглядят правильными. Мы как его ученицы выдерживаем его линию сюжета, он не мог не повлиять на нас. Вдохновляемся мы знаками ХVI-XVIII столетия, историческими документами или реинтерпретируем работы художников XX века, которые делали тоже самое, что и мы сейчас.
Когда-то давно во время поездки в Петербург мы ходили смотреть украинские рукописи XVI-XVIII столетий, которые хранятся в РНБ и по сей день. Фотографии этих рукописей помогли нам при подготовке к выставке.
Віка: Для выставки мы выбрали 7 авторов, переосмысление работ которых решили показать. Среди них: Федор Кричевский, Георгий Нарбут, Роберт Лисовский, Яков Гнездовский, Анатолий Панаморенко и Владимир Юрчишин.
![](https://static.supportyourart.com/uploads/squarespace/new_image_interview_119.jpeg)
Нам нравится, что они делали именно украинский дизайн с индивидуальным характером. Такого стиля нигде нет. Задача была уловить дух и передать это в одной работе. Нам хотелось показать, что в визуальной украинской истории XX века были качественные образцы графического дизайна и иллюстрации.
Про успіх та гроші
Віта: В основном мы зарабатываем на графическом дизайне. Самый дорогой заказ, который не был с ним связан — это роспись стены, стоило свыше 1500 $.
Віка: Наши работы как художников-графиков не сильно продаются сейчас, но все дело в том, что мы и ничего не делаем для этого.
Про відповідальність за роботу в публічному просторі
Віта: Сейчас такой пик популярности муралов по всему городу, что не хочется принимать в этом участие, лучше оставить чистоту стен. Пусть они будут не идеальными. Чем дальше — тем меньше хочется принимать в этом участие.
Мы испытываем большую ответственность за то, что производим в публичном пространстве города. Очень тяжело морально было делать роспись на улице Сечевых стрельцов 9-В. Много людей вокруг, особенно жители домов, остались недовольны, несколько раз полицию вызывали.
Віка: Организаторы не предупредили никого о том, что появится роспись на стене, и все вышли на протест. Им показалось, что там изображен флаг ИГИЛа. Сейчас мы уже понимаем, что если бы была другая композиция, то такой бы реакции не последовало.
![](https://static.supportyourart.com/uploads/squarespace/new_image_interview_121.jpeg)
Про улюблені проекти
Віта: Мой любимый проект — с пивом «Черниговское». Это была сложная, большая работа, в которой участвовала огромная команда. Решения принимались быстро и профессионально. Особенно нравится, что взаимодействие с этим продуктом случилось у большого количества людей.
Віка: Приятно, когда ты не просто сделал что-то красивенькое, а это идет дальше в обычную жизнь и живет на полочках магазинов, например.
Про подальші плани
Віта: Сейчас этап раздумий. Каллиграфия — постоянное исследование и его хочется продолжить. Просто картинку создавать не интересно, для нас важно изучать историю и анализировать.
![2CF06747-B0EC-49D9-B32B-7888BDG7EB17A63.jpg](https://static.supportyourart.com/uploads/squarespace/new_image_interview_123.jpg)
![](https://static.supportyourart.com/uploads/squarespace/new_image_interview_125.jpeg)
#block-yui_3_17_2_1_1560202520255_62539 .sqs-gallery-block-grid .sqs-gallery-design-grid { margin-right: -20px; } #block-yui_3_17_2_1_1560202520255_62539 .sqs-gallery-block-grid .sqs-gallery-design-grid-slide .margin-wrapper { margin-right: 20px; margin-bottom: 20px; }