25 травня свої двері для відвідувачів відкрив новий арт-простір SET. Ми поговорили з куратором Марією Вторушиною — яка очолила проект — як і навіщо формувати кураторський міжнародний борд та чому першим проектом простору стала виставка швейцарської художниці Маріанни Холленштейн.
Что такое SET? Для кого он создан и почему появился именно сейчас?
SET — платформа для взаимодействия между разными школами и стилями современного искусства, когда мы говорим том, что есть разные школы и стили, то об этом не принято говорить, но фактически это существует, потому что есть разные темы, которые художники по-разному развивают. Чаще всего для определенной темы, или группы тем, есть определенные институции. В Европе их гораздо больше и они активно функционируют, поэтому любой город является площадкой для коллабораций. В Киеве происходит по-другому: институций, которые занимаются искусством не так много. Каждая из них последовательно развивает свой вектор, но между собой они не пересекаются никаким образом. SET инициирует диалог между представителями полярных взглядов, проявляет схожесть между людьми, которые работали в разных странах, не зная друг о друге, а также формирует кураторский международный борд (совет), который будет функционировать как виртуальный совет из 10 человек из разных стран Америки, Европы и Азии.
У всех есть заинтересованность в Киеве, они понимают, что искусство расширяет горизонты людей, а культура — важный инструмент формирования общества. Они сотрудничают между собой на волонтерских основаниях. Проекты будут формироваться именно этими кураторами. Таким образом мы сможем делать выставки с художниками со всего мира, каждый знает свой круг тем и проблем, все смогут взаимодействовать с контекстом, к которым у них нет доступа или частью которого они не являются. Таким образом формируется обогащения и коллективно что-то формируется новое.
Вы берете фокус на международный контекст, не украинский?
Украинское искусство важное, интересное и актуальное. Мы заявляем, что украинское искусство — не то, что нужно поддерживать, оно является равноправным участником всемирного диалога.
Пространство открывает Марианна Холленштайн. Она заполняет своим искусством ту лакуну, которая не был заполнена ранее, — искусство посттоталитарной школы. В Украине и вообще в СССР было социалистическое искусство, а в Европе люди переосмысляли все ужасы войны. Марианна именно из этой школы. Те инструменты, которыми она пользуется, безусловно присутствуют в украинском искусстве, но служат для выражения других вещей. Для нее это инструмент полной свободны — тоталитаризм закончился. Мы этим занимаемся только сейчас и постоянно противимся.
Для начала года, на протяжении которого мы будем говорить о разных языках современного искусства, что формировались по-другому, не только в украинском контексте, мы выбираем Марианну. Ее позиция — подчеркивание различие и проявление того, к чему Киев еще не привык: очень свободный и раскованный художественный язык.
Почему Киев не привык?
Украинское современное искусство пытается изобрести будущее. Марианна просто проживает настоящее. Ее будущее предопределено и там все хорошо. У нас — абсолютно непонятно, что будет дальше. Есть огромное желание забыть все плохие вещи.
Как появился в проекте другой куратор — Константин Дорошенко (куратор першої виставки простору SET — ред.)?
В прошлом году в рамках KyivArtWeek мы делали выставку, посвященную республике «Ужупис», очень смешной панковский проект, посвященный маргинальному движению. Ужупис — два квартала в Вильнюсе, где живут художники. Там другой уклад жизни, другие нормы и отсутствует гонка за чем-либо. С этого момента мы с Костей сработались, Марианна тогда тоже была в Киеве, и их знакомство тогда тоже состоялось. Ей очень понравился Киев, уже позже мы с Костей собрались пить, уже не помню, по какому поводу (улыбается). Вспомнили о Марианне, посмотрели ее каталог и поняли, что все срослось.
Вы ранее заявили, что вас не интересуют проекты с идеологическим окрасом. Почему так?
Фокус концентрируется только на одной проблематике — с идеологией, но есть другие вопросы, и их никто не поднимает. Когда в концепции придерживаются одной оптики и в ней же сразу дают то виденье, которое нельзя трактовать иначе, например, показывают проблемы беженцев. Представляют видео, где задокументировано плохое с ними обращение. Мы сразу говорим, что это плохо и все. В этом плане это и есть идеологический проект, потому что у тебя нет опции подумать и принять собственное решение. В Украине есть много такой проблематики: либо черное, либо белое.
Мы решили, что будем говорить о другом. Во-первых, не перебивать, а во-вторых, не пытаться догнать кого-то и сказать еще громче.
Как в твоей жизни появился SET?
Интерес основателей пространства — а их трое — начался именно с недель искусства. В Киеве они вышли на меня через KyivArtWeek и предложили стать куратором.
В глобальном смысле, я вижу свою миссию в том, чтобы у людей было место, в котором они смогли бы практиковаться в выстраивании толерантных взаимодействий между друг другом. В узком — чтобы украинские молодые и взрослые художники могли свободно общаться с коллегами, и у них появились другие тропинки для выхода на международную арт-сцену.