Експерти комісій 13-го конкурсу дебютних фільмів Держкіно проводять відбір сценаріїв проєктів повного і короткого метра, щоб визначити хто з режисерів вийде на пітч в середині червня цього року. Нам же цікаво, хто ж все-таки це буде, і з якими темами, болями й надіями режисери звернуться до глядачів. Наталія Лібет, продюсерка кіно, вибрала сім режисерів, щоб поговорити з ними про це.
Сьогоднішнє інтерв’ю з цієї серії — з Маргаритою Лукіч, українською режисеркою-дебютантом.
Наталія Лібет поговорила з Маргаритою Лукіч про її майбутній короткий метр.
Расскажи, пожалуйста, немного о себе. Это же будет твой первый короткий метр?
Да, это мой первый фильм, после выпуска из университета. До этого были студенческие работы, и все они были сняты за свои деньги. А это первый раз, когда я претендую, чтобы снять фильм за бюджетные деньги.
Расскажи, пожалуйста, о своем фильме: как он называется, сколько он будет минут, о чем он.
Называется фильм «Мажорка». Он будет около 20 минут.
Это история о двух девочках, которым по 12 лет. Они одноклассницы. Саша — из обеспеченной семьи, вечно недовольна своей жизнью, плохо учится и часто ругается с родителями. Единственное, кем она увлекается сейчас — ее новой одноклассницей Виленой.
Вилена — живет с мамой, и они еле сводят концы с концами. Она хорошая ученица и хорошая дочь. Все в восторге от Вилены, но никто не знает, где она живет и чем занимается. Саша приглашает Вилену к себе в гости потусить и там уже начинается всякое интересное.
Скажу только, что после этих выходных они по закону жанра поменяются и уже не будут прежними.
Но они останутся дружить?
Да, это, прежде всего, история о первой настоящей дружбе, о первых потрясениях. Это — история взросления.
Главная героиня — Саша?
Да, главная героиня — Саша. Именно с ней произойдут главные метаморфозы. Эта избалованная девочка поймет, что мир намного глубже, чем ей казалось.
А почему ты выбрала именно эту историю для своего дебюта? Ты ее сама написала, верно?
Да, сама. О том, почему именно эта история — моя дебютная, можно долго говорить. Например, потому что я считаю, что снимать нужно о том, что ты любишь, или о том, что ненавидишь. Если выбирать первое, то нужно понимать, что для тебя важно.
Мне хочется сначала снять про себя, про родителей, про друзей, а потом уже снимать об НЛО. Хотя мне очень нравится, когда в истории космические корабли переплетаются с чем-то реальным. У меня, например, в этой истории есть моменты, где реальность переплетается с чистой фантазией. Например, у главной героини есть страх, который становится явью и это настоящий ужастик. А есть чисто сказочные, наивные сцены в стиле Уэса Андерсена. Я люблю миксовать.
Так почему я выбрала эту историю? Я как-то начала думать о том, что я люблю и сразу начала вспоминать свое детство. История начала вырастать из одной сцены, которую я записала, о первом поцелуе с мальчиком. Из этой сцены произошел весь сценарий. Он крутился у меня, вертелся и все-таки сложился.
То есть поцелуй будет?
Конечно! И смешной, кстати.
Хоть история основана не на реальных событиях, и это — чистая выдумка, но все, кто меня хорошо знает, понимает, что персонажи там очень реальны, местами буквально списаны.
Я недавно давала читать сценарий маме. Она прочитала и говорит: мне сначала было так смешно, все персонажи такие знакомые, а потом мне стало так грустно, история девочек тронула меня, и я полночи не могла заснуть, смотрела в потолок и думала, что же с ними будет, с этими девочками.
Какой глобальный месседж ты хотела бы сообщить зрителю этим фильмом?
О том, что жизнь в 12 такая же серьезная, как и жизнь в 30. Только почему-то мы обесцениваем переживания детей, а хотелось бы, чтобы мы относились к их проблемам также серьезно, как к своим. Искали взаимопонимание.
Во-вторых, напомнить людям о человечности, и кто же как ни дети-подростки напомнят нам об этом.
В фильме будет не только о дружбе, там будет и о конфликте поколений. Родители, например, когда выясняют отношения с Сашей, обесценивают какие-либо ее переживания. Саша, при этом, пытается нащупать связь с мамой. Но у нее не получается, мама слишком закрыта. И только под конец фильма, она начинает находить к маме подход, а не мама — к ней. Хотя я считаю, что это родителям нужно искать подход к детям, ведь родители уже были детьми, а вот дети родителями еще не были.
А вообще, в идеале, это должно быть обоюдным желанием и движением.
Да, как и любые отношения, они, прежде всего — двухсторонние. Например, даже грудничок, ты же знаешь, ищет свой подход в коммуникации с родителями, пытается возможными для него/нее действиями: криком, ужимками лица.
Да, конечно. Мне кажется, что только глубокое внимание, например, к тому же грудничку помогает понять его. А когда ты где-то в тумане, то ты никогда не найдешь контакт с ребенком. Здесь нужно включаться полностью, быть в ясности и направлять все свое глубинное внимание на ребенка, и тогда ты с ним быстро найдешь контакт даже с первых дней. Надо быть меньше зацикленным на себе, больше смотреть по сторонам и эмпатировать окружающим. В принципе, об этом моя история тоже. О том, что надо снимать свои «розовые очки» и больше контактировать с миром.
Мне нравится главная героиня Саша, потому что, хотя она довольно эгоистична и зациклена на себе, после того как она начинает общаться с Виленой, ее кругозор быстро меняется, и она, сталкиваясь со своими страхами, преодолевает их и двигается дальше. Она довольно смелая и гибкая. Когда ее картина мира меняется, она начинает по-другому относиться к привычным вещам, замечать, то чего раньше не видела.
Будешь ли ты это как-то визуально показывать? Я слушаю тебя сейчас, и когда ты говоришь, что вокруг нее меняется мир я представляю, что в эстетике фильма в кадре ты вместе с художником-постановщиком передаешь это нам, зрителям. Может быть, вместе с ней мы по-другому видим, обращаем свое внимание на другие вещи, хотя они и раньше находились в одной, например, ее комнате.
Так и будет. Вначале фильма все будет гиперболизировано, даже с перебором вылизанное, красивое, розовое. С появлением Вилены в доме Саши — весь этот розовый цвет приобретет кровавый оттенок. С каждым новым потрясением Сашин мир превращается в пугающее место, до определенной поворотной точки. Кульминация будет в стиле «Твин Пикс». А потом все станет просто и обычно, без искажений.
Мне бы хотелось снимать не в сериальном формате типа «восьмерки» (стандартизированный прием камеры для съемок диалогов — прим. ред.), а решать изображение на средних планах, может быть с крупного на общий. Цветами подчеркнуть теплый, уютный дом Саши и холодную, бедную квартиру Вилены.
Из сериального, что я смотрела недавно о подростках, мне понравились, как сделаны «Euphoria» (HBO, 2019) и «I Am Not Okay With This» (Netflix, 2020). Они по содержанию не подходят к моей истории, но по визуальной части мне они круто сделаны. Еще бы я добавила в свой стиль чего-то азиатского. Мне очень нравится, как визуально снимает режиссер Вонг Кар Вай, особенно его ранние работы. В принципе, история в моем фильме перекликается с «Parasite» (2019) режиссера Пон Чжун Хо, когда Вилена приходит в дом Саши и начинает забирать ее жизнь, так что может и оттуда что-то подсмотрю.
Обычно же я предпочитаю вдохновляться картинами и мультипликацией. Там нет границ фантазии и чаще происходит что-то непредсказуемое и запоминающееся. Поэтому я люблю вдохновляться просмотром аниме и мультиков.
А как вы с Антонио помогаете друг другу? Какая у вас договоренность?
Очень просто. Я в курсе его проектов. Он в курсе всех моих.
Вы советуетесь друг с другом?
Да, конечно. Когда кто-то из нас пишет, мы постоянно обсуждаем сценарии за обыденными вещами. Например, когда гуляем с малым, когда смотрим фильмы или копаем огород. Мне нравится то, что мы не лезем в пространство друг друга. Это когда ты высказываешь свое мнение, но не навязываешь, помогаешь человеку принять финальное решение самостоятельно. Мы советуемся, да и так веселее, потому что, когда ты сам варишься в своем сценарии, ты не можешь со стороны на него посмотреть, а когда тебе есть с кем обсудить, и этот человек в контексте того, что происходит, это все облегчает. В общем, это просто здорово!
Но в съемки друг друга мы не вмешиваемся. Это такое негласное правило между нами. Я на Думках (фильм Антонио Лукича «Мої думки тихі», 2019 — прим. ред.) только бэкстейдж приходила снимать и трейлеры красила. Антонио, правда, был у меня на съемках и в роли хелпера и в роли плейбека, и материал сливал, а на последнем фильме так вообще смонтировал вторую половину за меня, когда я уже устала и заснула перед сессией… Да, наверное, это правило не работает на меня.
Если бы можно было сравнить фильм с живым существом или каким-то образом, кто бы это был или что бы это было?
Это мог бы быть дракон или птица-феникс. Скорее птица-феникс.
Фильм так много раз воскресает из пепла, что это точно феникс.
Это твой первый фильм и твой продюсер Дмитрий Суханов из Toy Cinema Production. А скажи, пожалуйста, какие у тебя ожидания от продюсера? Как бы ты строила взаимоотношения с ним? Может быть, на примере с Дмитрием. А может быть, с гипотетическим продюсером.
Для меня продюсер в первую очередь — это партнер. Мне очень важно, чтобы он тоже мог предлагать решения, высказывать свое мнение, и вы были на одной волне. И конечно, это должен быть человек, на которого ты можешь положиться. С кем ты можешь разделить проблемы, если они возникнут. Кто тебя не бросит и доведет с тобой фильм до конца.
Конечно, в отношениях продюсер-режиссер, очень важно доверие с обеих сторон.
С Димой у меня отличные отношения, я знаю его вкус и видела его в работе, поэтому в нем не сомневаюсь. Это был единственный продюсер, о котором я подумала, когда у меня появился сценарий. Я постоянно переписывала сценарий, несколько раз кардинально, долго искала финал, иногда впадала в депрессняк. Дима все варианты читал и подбадривал, мол давай ты сможешь, у тебя получится. Он меня очень позитивно зарядил. Благодаря его поддержке все получилось.
Часто продюсеры сильно критикуют написанные черновики так, что отбивают всю охоту писать дальше. А ведь важно найти диаманты во всей куче, зацепиться за них, сказать: вот это здорово, развивай дальше. Это очень полезное качество, как и для режиссера, так и для продюсера. Режиссеры же тоже часто работают с материалом, адаптируют. Для них важно найти, что их цепляет, найти свой диамант.
Cколько лет твоему сыну?
Мише — чуть больше года. Он требует много внимания, и у меня во время карантина особо ничего не поменялось. Я писала сценарий, когда он заснет, вечером или днем. Иногда писала лишь бы писать, и потом уже, во время следующей сессии редактировала.
Это очень важный хороший рывок. Я очень была рада увидеть тебя в списке режиссеров, которые подали дебютные проекты на 13-й конкурс.
Я такой человек, который делает все рывками. Я долго вынашивала персонажей у себя в голове и обстоятельства их жизни, но не могла найти форму, сюжет.
Я знаю, что можно работать и без вдохновения, потому что пока ты работаешь, вдохновение придет само. Но мне очень важно, чтобы у меня был энергетический ресурс. Когда я чувствую, что у меня есть ресурс, тогда я могу сделать что угодно. А когда его нет, я отдаю энергию в первую очередь себе и естественно ничего не пишу. И вот так же было с этим сценарием.
Мы с Анотонио, перед тем, как его написать, ездили вместе на фестиваль дебютных фильмов, который был в Анноне во Франции. Это было в феврале. Мы приехали туда, успели сделать это путешествие до карантина, во Франкфурте уже было двое зараженных, но мы как-то прошмыгнули. Это был прекрасный фестиваль, потому что он собрал дебютантов из разных кусочков мира. Например, из Канады, Африки, Лондона и Украины. И я настолько зарядилась этой атмосферой: когда ты только снял свой первый фильм, и у тебя горят глаза, и у тебя чувство, что тебе море по колено и ты все сможешь, или не сможешь — кто-то был и надломленный там. Я на все это посмотрела и вспомнила, зачем я хотела снимать, зачем вообще мне это было нужно. Почему я это люблю. Я все это внезапно осознала. И мы уже летели обратно в Киев, и в самолете у меня на физическом уровне из живота к сердцу поднимается какая-то волна (может это была турбулентность), я чувствую эту энергию, и я говорю Антонио: все, мы приедем, и я напишу сценарий. Я настолько вдохновилась, что в один момент у меня сложились все пазлы, все что я так долго вынашивала у себя в голове.
Хочу вернуться к тому, что ты сказала, что вспомнила, почему ты захотела стать режиссером? Почему ты это любишь?
Началось все очень просто. Я как-то попала в Карпенко [Киевский национальный университет театра, кино и телевидения имени И. К. Карпенко-Карого] на показ дипломных работ на 4-м курсе. Я тогда училась в школе, в 10м классе. Я увидела эти работы, и подумала, что могу снимать лучше и мне надо стать режиссером. На таком подъеме это начиналось. А когда я уже начала снимать, я поняла, что больше всего мне нравится процесс съемок, когда ты участвуешь и наблюдаешь за таинством создания сцены в кадре и чувствуешь: вот оно. Я увидела фильмы на фестивале дебютов, о котором рассказала здесь, и поняла, что соскучилась по всем этим процессам, когда возникает идея и ты перевозбужден, тебя прям трусит настолько хочется ее написать. Потом, по процессу съемок, когда мурашки бегают. И потом, конечно, результат. Но пока что с результатом больше всего сложностей, я еще не была им супердовольна. Я продолжаю учиться.
А как ты хочешь дальше учиться? Чтобы хотела познавать? О каком развитии думаешь?
Получается, что около двух лет я не снимала. На пятом курсе я выучилась на цветокорщика который красит фильмы и закончив университет, я пошла им работать. Мне это очень многое дало в визуальном восприятии. Я, в принципе, мыслю картинками и с детства люблю фотографировать, снимать. А работа с цветом еще больше дополнила мое мироощущение. Хочется и дальше развиваться в этом направлении. Может после карантина пойду учиться рисовать.
Для режиссера же, я считаю, что очень важен опыт. Потому что чем меньше ты снимаешь, тем больше у тебя появляется сомнений, что ты вообще можешь это делать. А когда ты много снимаешь, начинает работать правило, где количество превращается в качество, и ты становишься профессионалом. Поэтому хочется больше снимать.
Давай пофантазируем: если бы не было ограничения в финансах, в актерах, в месте съемок, что бы ты снимала?
Мой идеальный фильм происходил бы в Токио. Там бы играла самая крутая музыка. И не надо было париться о музыкальных правах.
Еще мы с подружкой написали сериал, и хотелось бы его снять со всем размахом. Так как мы хотим его снять, а не, так как нам позволяют обстоятельства.
Не знаю, что будет дальше с этим проектом, но сама по себе работа приносит удовольствие. Я часто думаю о нем, придумываю детали, думаю о том, как будут выглядеть герои, что они будут есть в кадре и как разговаривать. И это очень здорово. Я вообще-то мечтатель, поэтому фантазировать — это мое самое большое хобби.
А если получится выиграть конкурс, то, когда ты хочешь снимать?
Мы хотим снимать осеннюю натуру. Поэтому, скорее всего это октябрь-конец сентября. Чтобы было еще не холодно, девочки ходили в плащах, чтобы листья шурудели под ногами и дождь за окном. Хочется сделать уютный фильм.