Олександр Гребенюк почав свою кар’єру як вуличний художник у 2004 році. Він брав участь у фестивалі Mural Social Club, де створив мурал за адресою Срібнокільська, 1. Зараз автор працює над живописом та графікою під псевдонімом graph0man. Олександр також був одним з учасників проекту створення нового офісу SupportYourApp.
Гео Лерос идёт в Верховную Раду. Что скажешь об этом?
Я не знал об этом, но этого следовало ожидать. Может у него не хватало инструментов, чтобы делать качественный продукт, а теперь они будут (улыбается). Меня успокаивает одно — все меньше людей с ним хотят работать.
Над чем ты работаешь сейчас?
Сейчас в работе очень много всего, сложно выделить что-то одно. В основном, занимаюсь графикой и живописью.
Я окончил архитектурный факультет, это был единственный для меня вариант учиться в месте, которое хоть как-то связано с искусством в Донецкой области, откуда я родом. Основные навыки рисования я приобрел сам.
В ноябре прошлого года я имел неосторожность сделать пост о поиске работы в Киеве и за перепост пообещал свою картину. Сделали 1700 перепостов, работаю теперь над картинами (смеется).
А стрит-артом занимаешься?
Он сейчас на паузе. Последняя моя работа в стрит-арте та, которую я сделал совместно с Владом Краснощеком.
Стрит-арт требует очень много ресурсов, я пока что не обладаю таким количеством свободного времени.
Какой проект находится в работе?
Хочу сделать графическую серию работ с персонажами, которые появились в конце прошлого года. Впервые они возникли как часть работы для офиса SupportYourApp. Я еще не придумал им имя, жду пока оно появится само.
#block-yui_3_17_2_1_1561373457107_78264 .sqs-gallery-block-grid .sqs-gallery-design-grid { margin-right: -20px; } #block-yui_3_17_2_1_1561373457107_78264 .sqs-gallery-block-grid .sqs-gallery-design-grid-slide .margin-wrapper { margin-right: 20px; margin-bottom: 20px; }
Образ собран из множества частей: работы Микеланджело, диснеевской графики 30-х годов (до появления цвета и пластики растений. Мне нравятся странные вещи.
Они очень перекликаются с твоим муралом «Синергетика».
Что-то есть. Для меня самого в этой теме есть куча вопросов, на которые я постепенно ищу ответы.
Какой самый дорогой заказ ты делал?
В офисе SupportYourApp я делал проект, который был дорогим как по результату, так и по отдаче — а она для меня важна. Самим дорогим ещё был проект в Донецке — он стоил 11000 $.
Средняя цена твоих работ?
Если я скажу, то обозначу себе границы.
Как ты начинал?
Когда я начинал, субкультура меня не принимала. Художественная сторона и академизм стрит-арта в начале 2000-х были не актуальны, все шли против системы. Я был в стороне, так как делал другие вещи. Бурление, которое происходило, обошло меня стороной.
Как думаешь, важно ли музеефицировать украинский стрит-арт?
Важно. Стрит-арт — отдельное направление в искусстве, за которым нужно следить и фиксировать его. Нельзя сказать, что оно сейчас стремительно развивается, но есть уникальные художники.
Жизнь и смерть стрит-арта происходит на улице. В какой форме музеефицировать — не знаю.
Какие смыслы ты транслируешь как художник?
В первую очередь — моя рефлексия на всё, что происходит вокруг меня. Мне нравится, когда люди находят что-то в моих работах, это подпитывает меня. Даже негативные реакции.
Много их было?
В процентном соотношении 20 на 80.
Я прислушиваюсь, когда подмечают, что я работаю долго над картиной и стоит остановиться.
Почему такой псевдоним?
Мне нравится как звучит, это никак не связано с беспорядочным написанием текстов. Я люблю графику и решил придать этому слову новое значение.
Следишь за кем-то из графиков?
За Вовой Манжосом, Богданом Буренко. В Изоляции, когда она еще была в Донецке, открыл для себя Павла Макова.
Как устроен, по-твоему, мир искусства и где в нём твоем место?
Я вижу мир искусства и себя отдельно, пока что я не внутри него. Выставки, галереи, биеннале — я не участвовал ни в чем. Сейчас становится интересней, поэтому начинаю задумываться об участии в них.
Основная моя задача — производить то, что можно показать.
Чего не хватает арт-рынку Украины?
Покупателей и понимания того, что является искусством уже сейчас и останется им в будущем. Что-то приобретает ценность со временем, а что-то — её теряет. Важно понимать, что перед твоими глазами.
А как это понимать?
Нужно больше интересоваться и изучать. Я как ремесленник всегда смотрю как и что сделано. Работы, которые меня цепляют, чаще сделаны с большим трудом.
Один из моих любимых художников, который работает с инсталляцией — Эрвин Вурм. У него есть серия «Одноминутные скульптуры» (One Minute Sculpture). По сути — это ничто. Стоит человек и прижимает чашку лбом к стене 1 минуту, отходит от стены и все, скульптуры нет. Небольшой труд, но такое искусство впечатляет.
Как ты себя видишь через 10 лет?
Живым и занимающимся любимым делом.
Роман Минин как-то сказал мне: «Ты должен учиться работать без эмоций. Делай то, что ты должен и всё». Если я не знаю, где я буду через 10 лет, то Рома точно знает, где он будет.