Давид Чичкан — український художник, який називає себе «рисувальником». Він зробив ілюстрації до «Адміністративного кодексу України», який видало «Основи». Основні теми, з якими працює автор — соціально-політичні.
Настя Калита поговорила з Давидом про переконання автора, революцію та політичні плакати.
Как сейчас складывается твоя художественная карьера?
Поиски параллельного заработка — тоже часть так называемой художественной карьеры. Сейчас я ищу работу.
Карьера художника — побочный продукт моей основной деятельности, издержка. Художником себя называю редко и случайно, я всего лишь пользуюсь показанным примером и с детства рисую. На данный момент — политические плакаты, очень универсальные и простые. Я создаю изображение, чтобы произвести массу копий и репродукций. Они не для галерей, а для уличных стен, заборов, подъездов и пространства социальных сетей в интернете, для широких масс трудящихся. В галереи ходит ограниченное количество людей, и они в большинстве своем не те, кого заинтересует, встревожит или разозлит моё изображение.
Мой проект — перманентный. Он про мои убеждения, про то, какие они не модные и как я хочу сообщить людям, что они есть. Я — анархо-синдикалист.
Почему именно с помощью художественного языка ты высказываешь свои убеждения? Есть же масса других вариантов, наверное, более подходящих.
Самый лучший инструмент, чтобы донести мысль — текст. Для того, чтобы эти тексты писать необходимо быть интеллектуалом, а это не я. Тем более сейчас большинство зрителей жадно текстов не читает, но на картинки внимание обращают. В картинке может быть текстовая часть, этим я и пользуюсь. В последнее время хочется разбавлять акварели и их репродукции новыми для себя медиа — комиксом, видео для YouTube или даже маленьким фильмом. Пока что это только размышления.
В чем состоит твоя основная задача как художника?
Я — рисовальщик. То, что я участвую в мероприятиях, посвященных современному искусству, — возможность заработать деньги или посетить европейские страны. Я не воспринимаю серьёзно институции или площадки, посвященные так называемому современному искусству.
То есть нельзя говорить «Давид Чичкан — художник»?
Можно говорить что угодно. Такие конструкты как «современный художник» и «современное искусство» я оцениваю как сомнительные, вредные и иерархичные. Художников(-ц) нет, потому что все вокруг без исключения современные художники(-цы).
Тогда ты должен игнорировать резиденции и гранты.
Почему я должен игнорировать резиденции? Помимо продажи картин, я таким образом зарабатываю деньги.
Я господствую над содержанием своих картин, то есть не отчуждаюсь от продукта своего труда, но это не значит, что я обязан избегать монетизации и упускать возможности принять участие в выставке или сделать собственную, пускай это и вторично.
Когда-то я избегал резиденций, особенно если они финансировались государственными деньгами. Жалко европейских налогоплательщиков(-иц). Мне и теперь их жалко, но мой бойкот не упразднит программы резиденций.
Ты агитируешь, чтобы присоединялись к твоим идеям?
Идеи не мои. У населения восточной Европы низкий уровень политической культуры и высокий уровень ультраправых сил. Как мне видится, это случилось из-за наследия совка и негативного опыта, то ли из-за авторитарно-тоталитарно-бюрократического «социализма», то ли из-за государственного капитализма. Есть движение анти-авторитарных левых убеждений, но оно невелико.
И это плохо?
Не то чтобы плохо. Анархистские убеждения — это мой эскапизм, удивительный мир и подушка в экзистенциальную яму, чтобы падать было мягче.
Мои работы — политические плакаты — существуют затем, чтобы зритель обратил внимание на идеи либертарных левых.
Есть ли кто-то из критиков искусства, исследователей и философов, кто тебе близок и почему? Мне кажется, Борис Гройс много и часто говорит о социально-политических аспектах искусства и о том, насколько они важны.
Прямо сейчас читаю Бориса Гройса «О новом. Опыт экономики культуры». В книге я нахожу много подтверждений своим взглядам на культуру и современное искусство.
Только недавно перешел с махровых апологетов анархизма и социализма на современных авторов(-ок).
Хочу признаться, мой любимый интеллектуал на сегодня — Александр Смулянский. Солгу, если скажу, что понимаю хотя бы половину из того, что говорит Александр. На меня благотворно влияет его голос, дикция, формулировки, скорость и ответственность, он — источник моего наслаждения.
Какие методы работы ты используешь при создании плакатов?
В последнее время мои изображения — оперативная реакция на события, которые происходят. Я слежу за всем, что меня интересует. Если что-то мне кажется важным, я это рисую: сначала эскизы, обдумываю композиционные решения и пытаюсь их примирить с сюжетом, чтоб изображение поддавалось считыванию, потом прибиваю бумагу к стене, беру карандаш, акварель с кистями и рисую. Готовую картину фотографирую, выкладываю в фейсбук и иду в полиграфию. Репродукции работ расклеиваю в большом количестве на больших стикерах, где бы я ни был. В этом деле мне помогает товарищество.
Главное — не думать о задачах современного искусства пока работаешь, это изрядно мешает создать приемлемое изображение.
Что является задачей современного искусства?
Поиск нового, другого.
Последняя тема, на которую ты считаешь важным сделать плакат?
Мне важно работать дальше над событиями, которые происходили во время Майдана и происходят на войне. Также будут плакаты на тему Евросоюза.
Почему Евросоюз вдруг?
Потому что сейчас такое время, когда реакция торжествует в планетарных масштабах: фашисты встают с колен. Неолибералы отбирают последние остатки социального государства. Евросоюз рушится, но я скорее еврооптимист, чем евроскептик.
Как именно отжимают остатки социального государства? Можешь, пожалуйста, рассказать пару примеров.
Зачем выбирать примеры? Необходимо просто вспомнить, что такое социальное государство и соотнести это с тем, какая сегодня риторика у политиков и что происходит.
Достойные условия жизни, социальная защищенность, равные стартовые условия для самореализации, социальная ответственность перед гражданами — если что-то из перечисленного имело место быть хоть в какой мере, то с каждым годом этого всё меньше и меньше. В конституции написано, что Украина — социальное государство. Скоро напишут, что Украина — неолиберальная страна дикого капитализма. Так хоть честно будет.
Предположим, что кто-то будет впервые читать о либертарных левых взглядах. Можешь обозначить коротко, о чем это?
Левые взгляды — антиавторитарные: это эмансипация, федерализм, децентрализация, самоорганизация, прямая демократия, социальная справедливость, бесклассовое общество равенства, безвластие.
Марксисты — за централизацию, а анархисты — за децентрализацию. Анархо-синдикализм, или рабочий анархизм признаёт только низовую — не иерархическую — самоорганизацию трудящихся, и потому отвергает участие в органах власти, а также политические партии и иерархические рабочие союзы.
Анархо-синдикалисты призывают к развитию навыков самоуправления и солидарности через самоорганизацию в повседневной борьбе за улучшение жизненных условий и расширение прав наемных работников, против произвола капитала и государства, проводя забастовки и другие подобные акции протеста, чтобы подготовить тем самым социальную революцию. Анархо-синдикалисты считают, что рабочие союзы должны действовать на основе принципа принятия решений всем коллективом, через общие собрания на местах. Они отвергают разделение людей по половому, возрастному, этно-национальному признаку, равно как и любые другие виды сегрегации и дискриминации. Главное — организация труда посредством создания ассоциаций производителей, и ликвидация частной собственности, капитализма и иерархии, принуждения, будь то экономическое или внеэкономическое.
То, что ты делаешь, можно назвать пропагандой?
То, что я делаю— это агитация, действенность которой сложно оценить.
Какую работу ты сейчас ищешь?
У меня нет высшего образования, поэтому ищу малярство или любую другую, чтобы я мог параллельно рисовать и изучать программы для дизайна и работать дальше по этой специальности.
На тебя сильно повлияли твои родители?
Я всю жизнь жил без отца. Для нашей страны безотцовщина — нормальное явление.
Мама (Тетяна Ілляхова — українська художниця — ред.) повлияла очень сильно, она профессиональная академическая художница. Пример героической матери, которая в одиночку растила двух детей без собственной недвижимости в чужом городе.
Зачем Украине сейчас социальная революция?
Затем, что на Майдане уже прошло две буржуазные национал-демократические революции, если их можно назвать революциями. Я — и не только я — ими недоволен. Олигархи и нео-нацисты присвоили себе народные выступления против тирана Виктора Януковича. Люди собирались на Майдане, потому что хотели, как в Европе: флаги Евросоюза, назвались Евромайданом, провозгласили курс на евроинтеграцию, заявили о европейских ценностях, но ценности оказались не европейскими, а сплошной американской мечтой, где нет места солидарности и профсоюзам, а только конкуренции и личному успеху.
Так случилось, потому что у многих людей аллергия на советский опыт. Они тяготеют с 90-х к либертарианским, а не либертарным взглядам: стань предпринимателем, будь успешным, а все неуспешные пусть работают на тебя. Вместо того, чтобы солидаризироваться и создавать профсоюзы, они идут к «успеху».
На Майдане надо было выдвигать экономические требования, а не: «Слава нації, смерть ворогам!». Можно тысячу раз кричать, но когда революция закончится, как проверить добились ли вы своего?
Майдан мог стать событием, ради которого я на него ходил, но не стал.
Не смущает, что запомнят тебя скорее как художника, а не рисовальщика?
Думаю, меня не запомнят. У меня не стоит такой задачи. Я выбираю анархо-синдикализм, пускай меня запомнят как одного из тех, кто выбрал анархо-синдикализм. Эта идентичность мне намного важней, чем то, кто я — художник или рисовальщик.
Что ты думаешь о современном искусстве?
Я о нем почти не думаю, я уже говорил выше, что для меня это сомнительный конструкт. Современное искусство назначают таковым и вносят в архивы культуры институциональные работники(-цы), культурологи(-ни), искусствоведы и кураторы(-ки). У них нет абсолютного консенсуса, где искусство, а где нет, где художник(-ца), а где нет — это всё произвольно.
На современное искусство уходит определенное количество ресурсов, и я не совсем понимаю зачем. Я причастен к современному искусству только потому, что мне нужны деньги, а не признание,
Есть выставки и художники, которые тебе понравились в последнее время?
Я хожу на открытия, если зовут, и готов иногда уподобиться массовке мероприятия с бокалом вина на перевес.
Николай Ридный делает интересные работы, Никита Кадан, Валя Петрова, Николай Карабинович, Тарас Каменной, Жанна Кадырова — я плохо слежу за художественной жизнью и боюсь, что что-то происходит, а я просто не знаю об этом.
Мне нравится, что некоторые галереи сразу смело заявляют, что они никакого отношения к политике не имеют. Честная позиция намного лучше той, когда говорят, что искусство не может быть аполитичным, но не занимаются политикой вообще.
Я не знаю, что такое искусство и кто такой художник. Это всё коррупция: пьешь с культурологом, он обязательно назначит тебя художником, а если тебя кто-то не знает, то ты и не будешь так называемым современным художником.
Для меня все люди — художники(-цы), просто не у всех есть институциональное сопровождение, галерейное одобрение, время и условия.
При этом ты ходишь на эфиры к Константину Дорошенко.
Не понимаю, в чем противоречие. Что именно отрицает мой поход к Косте на эфир из выше сказанного? Да, я был у него на эфире два раза. Первый — после погрома моей выставки в ЦВК. Второй — после моей персональной выставки в Днепре. Мне есть, за что быть ему благодарным. Он популяризировал моё творчество.
Костя — один из первых публично стал на защиту моей выставки, которую разгромили неонацисты. Он неоднократно в своих эфирах и выступлениях, когда сообщал о том, что левая идея не исчерпывается совком, в перечне вспоминал антиавторитарные левые движения, в том числе, анархо-синдикализм.
Текст та світлини художника: Настя Калита
Світлини робіт: надані художником