Культурные институции часто устроены таким образом, что каждый человек внутри самой институции выполняет сразу несколько ролей: культуролог легко превращается в монтажника, сантехника, пиарщика или менеджера. К подобной специфике работы в культурной сфере обращается харьковский художник, куратор и сооснователь пространства «Гараж 127» Антон Ткаченко. Его рефлексии, исследования и опыт работы в выставочных пространствах нашли отображение в проекте «Все хорошо», который экспонировался в днепровской галерее «Артсвіт».
«Все хорошо» — это первая персональная выставка Антона Ткаченко в Днепре. В своей художественной практике он фокусируется преимущественно на личном опыте, памяти, работе с пространством и архитектурой. Над проектом автор работал с августа 2019 года, но немного в другой направленности — это была серия на тему художественной жизни и опыта работы в культурной отрасли.
«Так получилось, что я очень часто работаю кем-то, приближенным к искусству, начиная от художника, куратора, работника галереи, вплоть до того, что мы монтируем работы или свет. В августе я начал работать в одной харьковской институции, и посмотрев на систему изнутри, я стал переносить это в свои проекта . Основная мысль в этом — негодование по поводу всеобщности работы. Ты одновременно должен писать текст к выставке, потом рекламировать ее, договариваться с художниками, заниматься отправкой, мыть пол и так далее. Это негодование по поводу отсутствия какой-либо системы. Оказалось, что здесь нет полноценных профессионалов. Например, ты по образованию искусствовед, но тебе могут сказать: “У нас течет труба, сделай с этим что-нибудь”».
Выставка начинается с текста, разделенного на три части. Первая напоминает литературное отступление, своеобразную патетическую попытку передать чувства: растерянности, радости, неуверенности и любви к искусству. Вторая написана в формате бытового разговора — эту часть Антон скомпилировал из двух диалогов с друзьями, в которых он передает некое смущение от рассказа о собственной деятельности. Третья часть — формальный текст CV, который автор попытался сделать более правдивым и «живым», чем это бывает обычно.
Сам проект состоит из артефактов, собранных и переосмысленных художником: афиш, грантовых писем, планов выставочных помещений, документации выставок. Что-то Антон привез из культурных центров Европы, что-то осталось после проектов, реализованных в пространстве «Гараж 127», а что-то — более личное и символичное, как, например, письмо об отказе на опен-колл Gaude Polonia. Это напоминает каталог личного опыта работы в культуре. Здесь отображаются размышления и ощущения от процессов, в которые ты непосредственно вовлечен и которые ты часто не успеваешь осознать в полной мере. Иногда работа в культурных институциях становится похожей на промышленный конвейер. Одна выставка открылась, а работники институции уже начинают работать над следующей — выставка за выставкой, монтаж-демонтаж. «Все хорошо» — это попытка взглянуть на художественные процессы со стороны, занять место зрителя, позицию наблюдателя по отношению к искусству.
«Первоначально этот проект был собран для того, чтобы я сам мог посмотреть со стороны на всю эту систему и осмыслить ее. Мы делаем проект, хватаемся за следующий, быстрее, быстрее, всегда есть дедлайны и непонятно, дал тебе что-то этот проект или нет. Это даже не о деньгах, а об опыте, знаниях. Стал ты лучше, как человек после этого проекта? У тебя обычно нет времени об этом задуматься. Ты просто бежишь».
Существует некое ощущение культурной жизни, которая начинается с большого напечатанного на стене текста и грандиозного планирования, а заканчивается отксеренными документами, файлами на стенах с информацией для посетителей. Это чувство одновременно радостное и грустное, восторженное и болезненное. Кажется, что оно заключено в самом названии выставки. Это отсылка к фразе, которую мы употребляем, когда не хотим рассказывать о настоящем положении вещей, когда думаем отмахнуться, уйти от вопроса и с неправдоподобной улыбкой произнести то самое «все хорошо».
«В тексте к выставке есть очень высокопарный первый текст, он о жертвах, которые мы приносим ради искусства. Не зря так написано, ведь когда ты общаешься с людьми об искусстве, вы так и говорите, а потом у вас начинается реальная жизнь. В галерее вы обсуждаете, чья очередь мыть чашку или почему вы не покрасили стену. Это все очень сильно межуется между пафосом и бытом, высокими ценами на искусство и невозможностью купить чай в галерею. Получается искусство, которое ничего не стоит. Есть галерея, которая работает, но непонятно, для кого она работает».
«Все хорошо» — это частная история, которая легко переносится на более обширные контексты, действует как своеобразный катализатор замедления. Это попытка оглянуться назад и переосмыслить действие, слово или полученный опыт, чтобы в каждом движении находилось больше смысла, а главное, чтобы на заданный вопрос было что ответить, кроме изворотливого и ненастоящего «все хорошо».