У каждого свой Нетфликс. Его нехитрая система работает по алгоритму, как по кругу — он возвращает в ваш каталог фильмы, похожие на те, которые вы недавно посмотрели или которые были отмечены вами в его библиотеке изначально. Просмотрены и/или отмечены вами вне зависимости от вашего настроения — этот алгоритм не считывает пульс с подушечек ваших пальцев, когда вы набиваете название фильма, не сканирует выражение вашего лица, когда вы улыбаетесь изображению главного героя фильма, который смотрите после тяжелого — физически и/или психологически — рабочего дня, но ваш правый глаз продолжает бесконтрольно судорожно дергаться, в попытках отвлечь этим фильмом мысли о том, что нужно еще сделать сегодня, а может уже и завтра. Алгоритм рассчитывает количество комедий, мелодрам и всяческого трэша, который вы посмотрели, и возвращает их вам в списках «специально для вас» и «посмотрите еще раз», пока это фильмы уже не класса В, а значительно ниже в засоренном вами же каталоге.
Но, как и в ящике Пандоры, у вас остается надежда, что именно следующий подсказанный Нетфликсом и выбранным вами фильм будет именно тем, что надо: по качеству и по настроению. И через раз, а может быть и через два, эта надежда срабатывает и дарит вам в довесок своих двух спутниц — веру в себя и людей, и любовь к кино от арт-хауса до ром- или сит- кома.
По мнению Мартина Селигмана, основоположника метода позитивной психологии, у человека есть надежда, если он умеет объяснять неудачи временными и специфичными причинами. Таким образом, ощущение беспомощности ограничивается по времени и связывается с какой-то конкретной ситуацией. Именно об этом — о такой надежде — фильм «Евровидение: История огненной саги» (Eurovision Song Contest: The Story of Fire Saga, Netflix 2020). В том числе и за это мы, чаще всего, любим американский кинематограф, классическим традициям которого предпочитает следовать Нетфликс, выпуская такие сериалы и фильмы как «Голливуд» (Hollywood, Netflix 2020) и «Евровидение: История огненной саги». Романтически утопические, местами абсурдные комедии — чтобы еще и еще раз подчеркнуть: все возможно — главное к этому стремится, надеется, что сбудется, любить, что ты делаешь и того, с кем хочешь быть. И при этом, есть еще что то за развитием и применением чего в таком аудиовизуальном продукте все интереснее становится наблюдать — это о том, что нам говорят/показывают как верить в разнообразие, логичность и милосердие мира к каждому человеку. Но насколько это реалистично в нашем мире, именно здесь и сейчас? Или это возможно только, как когда-то говорили — на серебристом экране, как в месте, куда хочется и можно, и доступно спрятаться, но из которого все-таки придется уйти — закрыть крышку компьютера, выключить проектор, проснуться утром и столкнуться с реальностью своих проблем и проблемок — психологических, физических и социальных.
Я думаю, что в этих попытках частых прыжков в кинематографическую утопию и последующего выныривания в реальность вполне реалистичнее оказаться между сном и былью, как в короткометражном фильме американской актрисы Кристен Стюарт из сборника короткометражных фильмов Homemade, Netflix 2020, созданных кинематографистами со всего мира, рассказывающий их истории во время карантина пандемии COVID-19. Героиня Кристен Стюарт находится где-то между бессонницей, дремотой — дневной и ночной, и упорным желанием погрузиться в глубокий сон и проснуться в утренней прохладе и свежести восприятия окружающего. В этих умственных блужданиях — безысходных и потому кажущихся болезненными — проходят дни строгого карантина героини — ее попытки побега от реальности.
Каждая из этих короткометражек выплескивает на зрителя чувства режиссера и ее/его семьи и близких друзей. Наполненность каждой из них такова, что даже сдержанность в высказывании и форме воспринимается как невероятно насыщенным желанием поделиться, рассказать, отдать историю зрителю без остатка, без возможных ходов назад или в сторону. Как, например, в видеописьме матери, которое она, скорее всего, не увидит, так как не подписана на Нетфликс, китайско-канадского режиссера Джонни Ма. Может быть, это и для того, чтобы надежда все таки покинула свой ящик Пандоры и прижилась с нами.