Підтримати

Кремниевая трансмутация и цифровая алхимия. Часть первая

Первая часть из серии текстов о связи технологического и религиозного мышления

2 (2).jpg

Алхимия — это одна из самых древних интеллектуальных и духовных традиций. История алхимии знает много участников и много традиций: начиная от даосской сексуальной алхимии и заканчивая алхимическими практиками эпохи Возрождения. Европейский «формат» алхимии зародился в античной Александрии, но после падения Римской империи центр алхимических исследований переместился сначала на Арабский Восток, а потом в средневековую Европу.

Чаще всего алхимию относят к отдельному направлению натурфилософии, но иногда алхимия упоминается как самостоятельная эзотерическая практика, цели которой связаны с достижением личного бессмертия и обретением состояния просветленного духа.

Если очень просто, то алхимическая практика стремилась или к изменению неблагородных металлов в благородные (в золото, к примеру), или к трансформации тела из конечного в бессмертное. Метафора «философского камня», в каждом из случаев, выступает как описательный конструкт, который должен иллюстрировать «вещественный» успех алхимической операции.

В древности покровителями алхимии считались египетский бог Тот и его древнегреческий аналог — Гермес. Оба бога отвечали за «информационную» природу реальности и выполняли функцию передачи и интерпретации сообщений от богов к человеку, от неба к земле. В современном мире такую «божественную» функцию уже некоторое время выполняют информационные технологии. Именно они делают возможным передачу сообщений от одного реципиента к другому. Более того, любой компьютер также выполняет и интерпретативную функцию, так как в самой структуре его операций заложена «транзисторная» герменевтика (от имени того самого бога Гермеса) — перевод светового сигнала в символический бинарный код (0,1).

Алхимические упражнения, как отдельный подкласс духовных действий, могут быть условно разделены на две категории: внешняя и внутренняя алхимия.[1] В основе каждой категории лежит так называемая процедура «трансмутации». Трансмутация — это своего рода сущностный транзит, который происходит в виде перехода от одного (профанного) состояния «материи-духа» к другому (сакральному). Подобный транзит осуществляется силами практика-алхимиста и становится возможным только после выполнения сложных процедур-действий, которые и приводят к заветной трансмутации. В других терминах трансмутацию можно объяснить как «великое делание», в результате которого становится возможным изменение одного металла в другой (то, чем по преданиям занимались древние алхимики в своих лабораториях), а также благодаря трансмутации осуществим переход от обыденного состояния сознания к состоянию просветленного духа. Трансмутация — это и есть тот самый «переход-изменение», который осуществляется сразу на двух уровнях реальности: на материальном (переплавка металлов-тел) и на духовном (достижение ранее недоступных духовных состояний).

1 (1).jpg

Оба формата алхимического процесса (материальный и духовный) активно происходят в современном технологическом мире, а наши ежедневные (на первый взгляд исключительно обыденные технологические действия) остаются в глубокой связи с той самой заветной «трансмутацией», которая лежит в основании любого алхимического взаимодействия. Алхимия, как и любая другая духовная практика, работает с «переплавкой» внимания-энергии, в идеале стремясь изменить (привести к трансмутации) «грубого-конечного-обыденного» внимания в «тонкое-чистое-тихое» внимание, посредством которого становятся доступными скрытые коды мира вместе с «заводскими» настройками реальности. Из такого описания отнюдь не сложно догадаться, что современные технологии, которые мы используем каждый день, также влияют на трансформацию нашего внимания и персональной энергии, накладывая на них свою ритмику-хронологию-темпоральность.

Начальной «алхимической» функцией современных технологий является функция создания коллективной телесности.[2] Любой технологический артефакт становится сначала расширением тела индивидуального, а после «сплавляет» индивидуальные тела в тело коллективное. Подобные технологические «смыкания» происходят сплошь и рядом. Любое растиражированное (и не очень) информационное событие служит тому хорошей иллюстрацией. Перманентная доступность «другого» в информационном пространстве создает не просто видимость, а очевидность того, что «другой», находясь постоянно на расстоянии «нескольких кликов» уже не такой уж и «другой», а скорее один из дальних отростков моей разросшейся телесности. Таким образом современные технологии, за нашими спинами, творят удивительную мистерию конструирования космического коллективного тела, которое разрастаясь до планетарных масштабов приобретает новое качество, и новую материальность (такой себе альтернативный вариант ноосферы).[3]

Но при чем тут алхимия, спросите вы? Как уже упоминалось выше, внутренняя алхимия работает с «переплавкой» процессов, которые происходят внутри тела. Иными словами, для того чтобы таинство алхимии свершилось, необходимо наличие телесности. Таким образом технологическое «собирание» коллективного тела является первым необходимым этапом на пути к дальнейшей трансмутации.

Следующим элементом этого процесса является «сплав» внимания и энергии. В китайской (даосской) алхимии, например, человеческое тело представляется как набор «каналов» (меридианов), по которым протекает жизненная энергия, так называемая пневма «ци» (qi).[4] В силу искаженности человеческого образа жизни с возрастом в теле возникают «блоки» и «застои» которые нарушают правильную циркуляцию «ци». Отсюда все болезни, и как результат — смертность человека. «Ци» истощается и человек умирает. Соответственно, главной задачей практикующего алхимию становится правильная «настройка» физического и энергетического тел, чтобы циркуляция «ци» происходила в корректном формате, накапливалась и не растрачивалась по пустякам. Подобные практики внутренней алхимии стремятся к достижению состояния телесного бессмертия и выведению индивидуального внимания на качественно новый уровень.

4 (1).jpg

Современная технологическая алхимия продолжает двигаться в направлении этой интуиции. Вот только реализует эту интуицию с несколькими очень специфическими отличиями. Вместо каналов-меридианов индивидуального тела, современные технологии создают в телах коллективных цифровые и информационные каналы. Справедливости ради нужно сказать, что по цифровым каналам тоже возможно протекание жизненной энергии, так как последняя управляется индивидуальным вниманием пользователя (куда внимание туда и энергия).

Одним из ключевых механизмов подобной технологической переплавки является механизм «собирания и направления» коллективного внимания и «группировки» его вокруг определенных символически-материальных «центров», которые задаются исходя из «повестки дня» современного мира.[5] Этими символически-материальными центрами чаще всего оказываются вполне конкретные веб-ресурсы, выступающие одновременно локусами, в которые сливается внимание-энергия пользователя.

Цифровая сеть (интернет) состоит из множества горизонтальных каналов-капилляров, по которым циркулирует человеческое внимание. Раньше такой венозной системой были провода, которые благодаря локализации электрического сигнала создавали необходимые условия для правильной циркуляции символических структур. Сейчас провода, по большей мере, спрятаны в стены, что создает полное переживание века беспроводных технологий как он есть.

Итак, картография цифровых каналов-капилляров, как бы банально это не звучало, очень проста. Чаще всего наше внимание «гуляет» по десяти-двадцати сайтам-соцсетям, и редко выходит за пределы этой нехитрой дигитальной архитектуры. Если раньше для алхимической процедуры требовалась пыльная и темная химическая лаборатория (такие лаборатории частенько изображали на старых гравюрах), то сейчас вместо таких лабораторий сегодня выступают «котлы и колбы» виртуального пространства. Как только достаточное количество пользовательского внимания слилось в подобный «Фейсбук-котел/Ютьюб-колбу», начинается следующая фаза алхимического процесса, который носит название «переплавки».

Переплавка, в технологическом формате алхимии, происходит по средствам алгоритмического расщепления-скрещивания, где множество человеческой энергии начинает структурироваться под технологическую копирку, и в результате из этой энергии отбирают самый ценный ресурс, который сразу же как осадок в химической реакции ложится на дно, а на поверхность «всплывает» всем известно какая субстанция — преимущественно, отбросы. Но, конечно, никто этого не замечает, в противном случае алгоритмическая процедура потерпела бы громкое фиаско, а повестка дня, из технологической, должна была бы поменяться на какую-нибудь другую, «космическую» к примеру.

Но подобная технологическая алхимия всякий раз является алхимией «перевернутой», будто бы вывернутой наизнанку, так как в отличие от традиционной модели, где практик осознанно взаимодействует со своим собственным вниманием, в современном формате большинство участников алхимической мистерии вовлечены в нее без их на то ведома. Более того, именно этот факт и является одной из ключевых характеристик алгоритмической алхимии. Подобное «выкачивание» внимания с его дальнейшей перекодировкой, огранкой, и в финале — трансмутацией, должно оставаться за «кулисами» персонального внимания пользователя, ибо кто добровольно захочет делиться самым ценным персональным ресурсом (жизненной энергией) для достижения сомнительных целей? А вопрос относительно целей подобного глобального процесса и является одним из самых главных (и таинственных) вопросов современной «кремниевой» цивилизации.

[1] Разделение на внешнюю и внутреннюю алхимию происходит на основании тех «ресурсов», которые использует практик на пути к трансмутации. Так как большинство алхимической метафизики основывается на учении о синхронии макро- и микрокосма, то алхимия утверждает, что процессы, которые протекают в организме человека идентичны процессам, происходящим в космосе. В случае с внешней алхимией практикующий может использовать различные растения, самолично приготовленные сплавы и другие «внешние» вспомогательные ресурсы. В случае же процедур «внутренней» алхимии практикующий использует исключительно ресурсы своего тела, которое и выступает в качестве лаборатории по приготовлению эликсира бессмертия.

[2] Другим вариантом трактовки этой идеи является концепция «тел без органов», предложенная впервые Жилем Делезом в его работе «Логика смысла» и разработана более детально в работах «Анти-Эдип» и «Тысяча Плато» в соавторстве с Феликсом Гваттари. «Тело без органов» — это виртуальное измерение материальной телесности, пространство новой возможности-потенциальности. Обычное тело ограничено своим материальным «трафаретом», который задает границы его операциональности. В то время как «Тело без органов», существуя в виртуальном измерении, способно приобретать различные «плотности» и «констелляции» в зависимости от формирующих его сил. Я считаю, что современные технологии являются одним из таких формирующих механизмов, которые оказывают соответствующее влияние на индивидуальные и коллективные «тела без органов». Предложенный материал является пробным концептуальным «наброском-экспликацией» этой идеи.

[3] Ноосфера — новый этап развития биосферы, при котором доминирующим планетарным фактором становится человек с его многоуровневой технологической экосистемой. В проекте, предложенном Эдуардом Леруа и Пьером Тейяром де Шарденом, ноосфера выступает как подобие коллективного разума, как высшая форма человеческой рациональности. Взгляды обоих мыслителей находились под сильным влиянием неоплатонической традиции (в частности Плотина), и в качестве финальной стадии становления ноосферы предполагали слияние человеческой мысли с мыслью божественной.

[4] Китайское понятие «Ци» (кит. упрощенный — 气, пиньинь — qì) является крайне трудным для перевода на русский (как впрочем и на другие языки). Существует несколько вариантов переводов. В этом материале я использую перевод известного исследователя восточной философии — Евгения Алексеевича Торчинова «пневма», хотя существуют и другие варианты: субстанция, эфир, воздух, дыхание, энергия, жизненная сила. «Ци» является фундаментальной категорией для восточной философии и одновременно выражает одну из главных действующих сил макро- и микрокосмоса. «Ци» пронизывает собой всю Вселенную, а от ее динамического баланса зависит благосостояние как индивидуальных тел, так и мировых процессов.

[5] Таким образом информационные технологии создают сложную систему цифровых «коридоров», по которым циркулирует и «смешивается» индивидуальное внимание пользователя. В этом материале я называю интернет-ресурсы «символически-материальными» центрами в силу самой природы информационной реальности. Архитектура информационного домена состоит из набора определенных символов (кода), который группируются по средствам грамматики и семантики языка программирования. Именно это задает символическую компоненту виртуального топоса. Материальная компонента возникает как следствие того, что сайт должен храниться на определенном материальном носителе — сервере. Благодаря такой топологической дуальности виртуальный ресурс становится некоторым гибридом, который объединяет в своей структуре идеальной (символической) и материальное (серверное) значение.