«Ева», портрет, написанный в 1928-м Хаимом Сутином, одним из ярчайших мастеров Парижской школы, спустя 92 года стал эмблемой политического протеста на исторической родине художника, в Беларуси. Об этом феномене пишут Bloomberg, Frankfurter Allgemeine, Die Welt.
Не попадающая в популярную эстетику современности, не содержащая в себе ни социальной критики, ни радикального посыла картина, солидаризировавшая тысячи людей в манифестации ими желания свободы выбора — повод задуматься о силе искусства, проявляющейся сквозь века. Его способности давать неожиданные ответы на новые вызовы.
Показательно, что Хаим Сутин был далек от восприятия искусства, как орудия революционного преображения мира. Ребенок из многодетной семьи в бедном местечке Смиловичи Минской губернии, открыв в себе страсть к живописи он оказался двойным изгоем. Его семья, как и традиционная еврейская община того времени, считала занятия изобразительным искусством делом бесполезным и вредоносным. Антисемитская политика Российской империи, где царь Николай II вместе с несовершеннолетним наследником Алексеем были почетными членами черносотенного «Союза русского народа», устраивавшего еврейские погромы, не давала возможности художественного развития. И через Вильно Сутин уезжает в Париж. Где примыкает к интернациональной компании художников в коммунальных мастерских «Улей», давшей всплеск очень разного искусства перед Первой мировой.
Равнодушный к успеху, комфорту и деньгам, со временем он становится и знаменит, и богат. Лишь дважды покинув Францию, ради того, чтобы увидеть в подлиннике отдельные работы обожаемого им Рембрандта, собственным искусством Сутин производит мировой фурор: им вдохновляются Френсис Бэйкон, Марк Ротко, Джексон Поллок, постфактум в нем видят предтечу экспрессивного абстракционизма.
К Парижской школе относят также украинцев Александра Архипенко, Алексея Грищенко, ее влияние очевидно в живописи куда более известного как писатель и политический деятель Владимира Винниченко. Художник и исследователь искусства Максим Кантор пишет об этом явлении: «Люди, видевшиеся ежедневно, не сочинили ни единого совместного манифеста, не выпустили взорвавшего общество журнала, не сделали даже совместной выставки. И это в то время, когда манифестами обзавелись все: суфражистки, фашисты, кокаинисты, коммунисты и демократы выпускали каждый день по манифесту, а в “Парижской школе” программы нет. Основанное в 1916 году движение “Дада” или утвержденный в 1923 году “сюрреализм” немедленно манифестировали себя десятком изданий и деклараций. Стоило в предвоенной России пяти живописцам собраться вместе, как они обозначали себя “объединением” и публиковали грозные декларации о намерениях. Ничего подобного так называемая “Парижская школа” не оставила. Нет общего положения, объединяющего искусство Утрилло и Модильяни, Риверы и Сутина. (…) То был особый народ, ученики “Парижской школы”, прошедшие выучку интернационального братства отверженных, они друг друга узнавали сразу». В оппозиции Zeitgeist ХХ века они противопоставляли надчеловеческим идеям авангарда, футуризма, империализма, национализма, революции, рынка гуманизм, космополитизм, принцип человечности.
В Беларуси работ Хаима Сутина не было до 2012 года, когда «дочка» российского Газпромбанка, Белгазпромбанк приобрел на Christie’s «Большие луга в Шартре, возле виадука» кисти художника. В 2013-м корпоративную коллекцию банка пополнила купленная на Sotheby’s за $1.805.000 «Ева». Она считается самой дорогой картиной в Беларуси, внесена в государственный список историко-культурных ценностей. По ассоциации с «Портретом Адели Блох-Бауэр I» Густава Климта в контексте Австрии, значение «Евы» для искусства и культуры родины Сутина позволяет назвать ее «Белорусской Моной Лизой».
Коллекция Белгазпромбанка, состоящая из произведений видных деятелей искусства, родившихся или творивших в Беларуси, легла в основу масштабного проекта «Арт-Беларусь». Кроме одноименной галереи, экспонирующей коллекцию, с 2015 года в рамках проекта в Минске ежегодно проводится «Осенний салон», представляющий широкую, разножанровую и разностилевую панораму визуального искусства страны. Экспозиция производит впечатление сборной солянки, что не противоречит понятию «салон», но задает непростую задачу жюри, формирующемуся из зарубежных специалистов. Они выбирают обладателя гран-при и двух малых призов, получающих финансовую премию от банка.
В разные годы членами жюри были куратор Documenta 14 Дитер Роелстрате, заведующий отделом новейших течений Русского музея в Санкт-Петербурге Александр Боровский, генеральный директор фонда V-A-C Тереза Мавика, президент «Осеннего салона» в Париже Сильви Кеклен, куратор Берлинской галереи Гидо Фассбендер, заместительница директора по развитию НХМУ Ольга Балашова. Дважды поучаствовав в жюри форума, могу констатировать, что его работа проходит в профессиональной дискуссии, без каких-либо попыток влияния со стороны банка.
В 2019-м в рамках проекта «Арт-Беларусь» в Минске установили скульптуру «Носитель даров» Осипа Цадкина, видного представителя «Парижской школы» родом из белорусского Витебска. Банк приобрел ее на торгах Christie’s за $ 341.000. На историческую родину были также возвращены и публично экспонированы работы Марка Шагала, Леона Бакста, Кременя Пинхуса, Абрама Маневича, Полины Хентовой, старопечатные фолианты Франциска Скорины и Симеона Полоцкого. Единственный ныне живущий автор, удостоившийся быть представленным в коллекции банка — Борис Заборов, сценограф, книжный график и живописец, в 1980-м уехавший из Минска во Францию, сотрудничавший с Комеди Франсез, выставлявшийся в Пале де Токио, Третьяковской галерее, Уффици.
Официальная Беларусь приветствовала эту деятельность банка. Министр культуры Борис Светлов называл его «надёжным спонсором важных культурных мероприятий», председатель Белорусского союза художников Рыгор Ситница подчеркивал: «Не будет лишним ещё раз вспомнить, какую важную роль отыгрывает Белгазпромбанк в собирании наших национальных художественных сокровищ, а также в пристальном внимании и последовательной заботе о развитии молодого белорусского искусства и содействии знакомству мира с его яркими плодами».
Все изменилось в 2020-м, когда Виктор Бабарико, 20 лет возглавлявший правление Белгазпромбанка, инициатор проекта «Арт-Беларусь», вышел в отставку и заявил о своем намерении баллотироваться в президенты республики. Незадолго до этого он дал интервью о посткоронавирусных экономических вызовах, в котором, кроме прочего, обосновал уместность и возможность введения безусловного базового дохода в своей стране. Кандидатуру Бабарико поддержали деятели культуры и оппозиционные политики, ему удалось собрать большее, чем предписывает законодательство, количество подписей граждан в поддержку выдвижения в президенты.
На фоне этих событий в Белгазпромбанке начались обыски. Коснулись они и галереи. «Полторы сотни картин общей стоимостью около 20 миллионов долларов также приобщены к делу. Есть информация, что их готовили к срочному вывозу за рубеж», — сообщил телеканале «Беларусь 1». Отдельным акцентом сюжета стал крупный план сутинской «Евы».
«Арт-Беларусь» отреагировала экспозицией — в пустых рамах на месте арестованных картин выставили QR-коды, ведущие на информацию о произведениях. Выставку представил куратор корпоративной коллекции банка искусствовед Александр Зименко. А в социальных сетях стартовал флешмоб #евалюция, где сперва художники, а затем и другие пользователи принялись публиковать изображения «Евы» Сутина, как символ протеста и солидарности — в арестантской робе, в окружении милиционеров, с оттопыренным средним пальцем. Под тем же хештегом выкладывают фотографии мирных протестов, на которые вышли требующие честных выборов граждане, фотофакты задержания их службами правопорядка.
Живущий в Польше белорусский художник Сергей Шабохин, чьи социально-критические и противостоящие гомофобии работы представлялись в Киеве в кураторском проекте Анны Цыбы «Рынок» на биеннале «Киевский интернационал» (2017 год) и на выставке «Ain’t Nobody’s Business» в PinchukArtCentre (2019 год), поместил «Еву» в центр сессионного зала Национального собрания Респулики Беларусь. «Поза и взгляд “Евы” противопоставлены, как молчаливый упрек, парламенту Беларуси. Точно так же сейчас стоят люди на улицах, призывая власть к совести и честным выборам», — комментирует он коллаж.
Пиар-специалист галереи «Арт-Беларусь» Елизавета Маслёнченко констатирует: «Более трехсот стикеров с изображением “Евы” разобрали за два дня работы галереи. Мы выставили стикеры и открытку с этой репродукцией в общий доступ на гугл–диск и не отслеживаем их загрузку. Образ стали использовать массово: десятки мемов, доработанных изображений, косплеев. Люди печатают майки и сумки с изображением “Евы” как знак протеста. Бывают и совсем политические интерпретации, мы не можем и не будем на это влиять».
На информацию о подготовке вывоза работ из корпоративной коллекции за рубеж Маслёнченко отвечает: «Официально галерея не комментировала эти обвинения. В рамках закона невозможно вывезти предметы, входящие в список историко-культурных ценностей, без согласования с министерством культуры и получения ряда разрешительных документов. От себя могу заявить, что если бы вывоз готовился, я бы знала об этом».
Лауреат Нобелевской премии по литературе Светлана Алексиевич комментирует ситуацию эмоциональней: «Что до возвращения на родину нашего национального наследия, власти начали нести полную чушь: якобы Бабарико купил картины для себя, а затем хотел вывезти за границу. Зачем ему было их привозить — чтоб потом вывезти? Он же проводил многочисленные выставки, картины были не в его сусеках, а в галереях! Люди приходили в музеи и гордились, что шедевры вернулись на родину».
Тем временем Виктор Бабарико был арестован по обвинению в причастности к финансовым преступлениям. Александр Лукашенко, 26 лет занимающий пост президента Беларуси, высказался о походе банкира в политику: «Когда рыльце в пушку, не лезь туда. Потому что тебя измочалит сам народ. Чего полез — потому что понял, что к нему придут и наденут наручники. А у нас же сейчас выгодно заниматься политикой, чтобы стать узником совести. Вот почему он пошел туда. Но это ему не поможет. (…) И я хочу, чтобы он попал на выборы. Чтобы он пришел и рассказал, откуда собственность на Кипре, как при такой “лукашенковской диктатуре” он создал эту собственность, как он взятки давал, делил деньги, почему иностранный банк этим занимался… Это все надо рассказать белорусам. И они пускай потом определятся. Но узником совести мы его не сделаем».
«Человек более всего проявляется во взаимодействии со своим привычным окружением, а не новыми знакомыми. Виктор Бабарико именно так произвел впечатление на меня, — делится Ольга Балашова. — Каждый из его сотрудников — от водителя автомобиля до куратора коллекции — видят в нем не столько начальника, сколько лидера — мудрого, рассудительного, неспешного и благородного. Великолепная корпоративная коллекция Белгазпромбанка — лучшее из возможных доказательство масштаба личности преследуемого банкира. Только человек с государственным мышлением, способен в течение многих лет тратить целое состояние, выкупая за границей работы белорусских гениев, чтобы вернуть их в страну. Наблюдать за этой расправой невыносимо страшно».
«Люди не согласны жить в стране, где нет выбора», — заявляет Светлана Алексиевич. В этой парадигме «Ева» Хаима Сутина обретает свой символизм, превращаясь в манифест автора и всех художников «Парижской школы», сторонившихся деклараций, сделавших выбор в пользу свободы. Потому что свобода дает счастье. Достаток, комфорт дают спокойствие, власть, слава, секс — удовлетворение. Но счастье — только свобода. Счастье быть собой.