Підтримати

«Лето 85»: изобретаем ли мы людей, которых любим?

В этом году Каннский фестиваль сложился из нескольких кусочков: он предложил свой лейбл Канны 2020 года нескольким десяткам фильмов, перенес их европейские фестивальные премьеры в Сан-Себастьян в сентябре и устроил конкурс короткометражных фильмов в самих Каннах в октябре. Среди всего этого калейдоскопа онлайн и онсайт событий, судьба фильма «Лето 85» французского режиссера Франсуа Озона, известного своими премьерами как в Каннах, так и на других фестивалях класса А, сложилась следующим образом. После того как фильм получил заветный лейбл Каннского международного фестиваля и подтвердил свои фестивальные премьеры в Торонто и Сан-Себастьяне осенью этого года, он вышел в коммерческий прокат во Франции в первой волне открывшихся после локдауна кинотеатров на День Бастилии 14 июля, став первым фильмом Каннского конкурса в этом году, который вышел на большие экраны. Фильм не собрал больших кинотеатральных сборов, но уже сам его выход в прокат перед показом на фестивалях стал знаком игры против правил для киноиндустрии, хотя о каких, в принципе, правилах демонстрации фильмов можно говорить в год пандемии: большинство из них устарели, как только мир познакомился с новой опасностью коронавируса.

«Лето 85» — фильм о первой любви, действие которого происходит в приморском городке Нормандии жарким летом 1985 года. Заканчивается школьный год, и в поисках друзей, работы, увлечения на лето, 16-тилетний Алекс (Феликс Лефевр), всего несколько лет назад переехавший со своими родителями в этот город, знакомится с Давидом (Бенджамин Вуазен). Давид — немного старше Алекса, мускулистый, богатый, резкий и манящий, обладающий шармом соблазнения и умеющий дарить подарки, переживший потерю отца годом ранее. Но в то же время его детскость раскрывается, когда он называет свой возраст: «18 лет и один месяц». Алекс же одержим смертью, так как никогда не испытывал горя, как и не испытывал большой любви и секса.

MyCollages.jpg

Давид спасает Алекса в море, когда тот опрокидывает лодку во время начинающегося небольшого шторма, и становится его другом. Сам Алекс называет Давида другом своей мечты. Давид — все, что Алекс, кажется, хочет от партнера, но действительно ли он — тот, каким его рисует для себя Алекс. «Значит, мы изобретаем людей, которых любим?» говорит Алекс в одной из последних сцен фильма.

В истории, рассказанной нам Алексом в своем студенческом эссе, которое его заставляет написать его учитель литературы, чтобы освободиться от измучивших его переживаний прожитого лета, Давид и Алекс скоро становятся «больше, чем друзья». Слово «любовники» никогда не произносится ни героями, ни рассказчиком истории, но в то же время фильм наполнен чувственностью в езде на мотоцикле, танцах, в хождении под парусом и совместной работе в магазине семьи Давида — во всем том, что могут делать два парня, увлечённые друг другом, жарким летом на берегу моря.

История, рассказанная нам Алексом — история подростка, впервые переживающего большие глубокие чувства, ищущего пути как справиться с незнакомыми до этого момента ощущениями. В этом поиске и поход в морг, переодевшись в женское платье, чтобы увидеться с погибшим другом, и выяснение о своем дяде, чья судьба замалчивается в семье, и пробы дружбы и отношений с другими, и решимость выполнения обещания данного ранее другу — станцевать на могиле того, кто умрет из них первым.

Голос за кадром в фильме — это голос Алекса, практически читающего нам свое эссе о том, как он провел это летом. Временами фильм становится неловко и немного болезненно смотреть, но в то же время ощущается, что эти неловкости, несвязности и скачки повествования — искренний и правдивый рассказ подростка, плохо знакомого с интимностью в отношениях, и не знающего, как справиться с разбитым сердцем. Связана с этим и тайна того, что произошло между друзьями на самом деле, которую режиссер выдерживает, давая возможность зрителям отыскивать ответы на этот вопрос по мере развития сюжета. Это придает фильму некую нуарность, вносит напряжение, но оставляет его в мелодраматическом тоне.

Фильм обладает элементами, гарантирующими ему успех у зрителей не только во Франции, где он был снят, и Великобритании, где была написана книга, которую адаптировал для своего сценария Франсуа Озон, но и по всему миру. Это — саундтрек с песнями The Cure, Bananarama и Rod Stewart, ностальгический для тех, кто были подростками в 80-х, и модный для сегодняшней молодежи, возвращающейся к музыке того времени. Это — великолепная кинематография, выполненная на пленке Super 16мм, и монтаж, чтобы максимально приблизить к зрителю визуальность фильмов 80-х, таких как полюбившейся зрителям в те годы «Бум» (La Boum, 1980). Это — костюмы: футболки с закрученными до плеч рукавами, выцветшие джинсы и прически с выбеленными челками у Алекса и Давида, стилизация образа Мадонны у героини Кейт). Это — морские пейзажи и парусные лодки. И конечно же, ансамбль прекрасных французских актеров с Феликсом Лефевром, Бенджамином Вуазеном, и Валерией Бруни-Тедески.

Похоже, что фильм «Лето 85» — это еще один вариант фильма «Зови меня своим именем» Лукой Гуаданьино (2017), также устроенный в середине 1980-х, также о первой любви, ощущаемой так наполнено и плотно, так вдохновляющей жизнь, что кажется и хочется, чтобы это было навсегда, но в реальности оказывается, что только на сезон, на одно лето.

«Лето 85» Франсуа Озона — в прокате в украинских кинотеатрах.