История Кіптяви началась на выставке номинантов премии PinchukArtCentre 2018. Там мы познакомились с Даниилом Ревковским и Андреем Рачинским. Там экспонировалась их работа КТМ-5 о трагической аварии трамвая в Днепродзержинске, которая случилась в 1996 году. Фокус КТМ-5 не ограничен самим городом, а расширен до таких тем, как проблемы электротранспортной системы Украины, женский труд, ответственность за общие действия и так далее. В процессе изучения среды Каменского (культурной, социальной, экономической, экологической), у художников появилось желание продолжить изучать Днепропетровский регион.
Я впервые поехала в Днепр читать лекцию для публичной программы галереи Артсвіт по приглашению Ирины Поликарчук и Виты Поповой. После лекции мы говорили о планах и о том, какую выставку было бы уместно показать в стенах галереи. Я предложила Ревковскому и Рачинскому углубить их исследование Днепропетровского региона и сделать выставку в Днепре. Нам было очень важно показать ее не в Киеве, а в центре региона. В течение следующих 6 месяцев мы готовились к выставке — художники в Харькове, я в Киеве, Артсвіт в Днепре. Выставка открылась 31 августа 2018.
Кіптява в первой редакции состояла из пяти элементов, среди которых фотографии торцов панельных зданий, расположенных в разных спальных районах Каменского, на которые художники при помощи автокрана нанесли буквы. Если буквы сложить в правильной комбинации, получится слоган «МИ ПРОЇБАЛИСЬ». В Каменском об этом не знают. Кроме фотографий во всех редакциях Кіптяви экспонируется видео «Охорона праці на Дніпропетровщині», которое художники смонтировали из видео, найденных в соцсетях работников заводов Днепропетровщины. На этих роликах запечатлены моменты трудовых будней, в которые «что-то пошло не так». Также Кіптява содержит артефакт — фрагмент искусственного зеленого ограждения кафе Paradise, покрытый обильным слоем характерной копоти темно-серого цвета. Это кафе расположено около проходной Днепропетровского Металлургического Комбината — крупнейшего, одного из градообразующих предприятий Каменского.
Эта выставка, как и основной массив художественной практики Ревковского-Рачинского, подчеркнуто локальна. Она создавалась для украинской аудитории, без расчета на экспорт. Кроме Днепра Кіптява экспонировалась в галерее МАСЛО в Хмельницком в апреле 2019.
В сентябре 2019 Кіптява отправилась в Мадрид на Hybrid Festival. В этом году фестиваль был посвящен альтернативным и самоорганизованным художественным пространствам. Он разместился на 38 локациях и принял кроме прочих 3 выставки от трех украинских институций: ComeIn Gallery (Харьков), Сошенко33 (Киев) и Артсвіт (Днепр). Участие трех этих институций было поддержано Украинским Институтом.
ComeIn Gallery представили серию Игоря Чекачкова NA4JOPM8, Сошенко33 представили кураторский проект Анны Сороковой Демонтаж с работами Алексея Быкова/Льва Шевченко, Тараса Ковача, Алексея Радинского, Максима Требухова.
Артсвіт привезли Кіптяву. Пространство выбирали под выставку и в итоге мы оказались в международном центре фотографии и кино EFTI.
Было сложно спрогнозировать, как работа будет воспринята в этом контексте и было опасение, что экологическая ситуация в Каменском выйдет на первый план и работа будет выглядеть экзотично, и потеряет несколько более глубоких слоев.
Для начала решили не менять форму высказывания, а адаптировать только кураторский текст, в котором для расширения поля понимания, добавили пояснения о том, кто такой Дзержинский и Брежнев и что такое закон о декоммунизации.
Мы не рискнули везти с собой саму копоть, собранную в Каменском, ведь, возможно, она радиоактивна.
Основным элементом экспозиции стала надпись на боковых фасадах домов. То есть по форме это документация работы, созданной в публичном пространстве, но не доступной для считывания в месте создания. По сути это (самовольный) захват территории для того, чтобы посмотреть на нее глазами аудитории, с которой работает та или иная институция. При перемещении этой документации в международный контекст дистанция увеличивается. Если воспринимать эту работу как самотерапевтическую для художников, то она об этапе принятия травмы. Отсюда вывод — МИ ПРОЇБАЛИСЬ. Хочется надеяться, что он промежуточный.
В общем поле между нами и аудиторией мадридской EFTI оказался вопрос принятия ответственности за то, что происходит в твоей стране. Ведь «проїбались» не «вони», а «ми». А также последующий за ним вопрос, что с этим делать дальше и возможно ли что-то изменить, не покидая территорию искусства.
Ксенія Малих, кураторка Кіптяви