Мировой успех литовского искусства не случаен. Он — результат последовательной многолетней политики республики, направленной на развитие актуальной, новой, экспериментальной культуры. Имея богатую и самобытную традицию культуры народной, просияв на рубеже XIX-XX вв. на небосклоне мирового искусства творчеством художника и композитора Микалоюса Константиноса Чюрлениса, советскому пространству подарив уникальную школу фотографии во главе с Антанасом Суткусом, а американскому — идеолога арт-объединения «Флуксус» Джорджа (Юргиса) Мачьюнаса, Литва на государственном уровне сделала ставку на современность. Конечно, здесь бережно чтут историческое культурное достояние. Но, в отличие от большинства постсоветских стран, давно осознали: мир меняет, резонирует с ним в первую очередь то, что создается сегодня. И поддержка современного искусства должна быть непрерывной, кропотливой и постоянной, без требования немедленных успехов, шедевров и прорывов.
В 2016-м, знакомясь по приглашению Литовского института культуры с работой вильнюсских культурных институций, я был удивлен количеству литовских произведений в репертуаре национальной оперы и филармонии. Художественный руководитель оркестра Национальной филармонии Литвы Модестас Питренас пояснил: «У нас есть Центр музыкальной информации, который несёт миссию распространения малознакомой или вообще никем не игранной музыки. А миссия филармонии — её исполнять. Если оркестр Национальный, то он просто обязан играть национальную музыку». Каждый год в Вильнюсе происходит премьера нового оперного спектакля, написанного литовским композитором. Не все из них становятся хитами сезона, но творческий тонус музыкальной среды перманентно высок. Несколько лет оперным искусством занимается отдельная компания — «Оперомания». Она делает ставку на новую оперу, объединяющую музыкальное произведение с перфомансом и другими элементами современного искусства.
Вайва Грайніте, Ліна Лапеліте, Ругіле Барзджюкайте. Опера «Гарного дня!», 2013 рік. Трейлер
Шедевр, спродюсированный «Опероманией» — опера «Хорошего дня!», в 2013-м получившая приз «Globe Teana Theatre Observation» на биеннале сценического искусства «MusicTheatre NOW» в шведском Йёнчёпинге. Произведение состоит из хоров и арий 10-ти кассирш супермаркета, под фортепиано и звуки кассовых аппаратов поющих о своих жизнях, проблемах, мечтах. Показательно, что среди героинь есть и девушка с дипломом о художественном образовании — напоминание творческим людям о том, что им всегда найдется место за кассой. Что на собственном опыте в свое время испытала эмигрировавшая в США королева украинского панка Вика Врадий. В 2016-м украинские зрители могли оценить остроумие и тонкость оперы «Хорошего дня!» на «Гогольфесте». А ее создательницы, либреттистка Вайва Грайните, композитор Лина Лапелите, режиссер и сценограф Ругиле Барзджюкайте выступили авторами и оперы «Солнце и море (Марина)», развернувшейся на искусственном пляже в одном из строений венецианского Арсенала в качестве павильона Литвы на биеннале, принесшего ей «Золотого льва». «Повседневные песни, песни беспокойства и скуки, песни почти ничего. А под ними: медленный скрип истощенной Земли, вздох».
Современному искусству посвящен и ArtVilnius. Кроме стендов галерей Литвы и государств Европы, в его рамках всегда представлены концептуальные некоммерческие проекты. Не первый год свою выставку в рамках ярмарки делает краковский музей современного искусства МОСАК. В 2018-м в его экспозиции демонстрировалась работа украинского художника Никиты Шаленного из проекта «Где брат твой?» (2014), в котором еще до Майдана снимались реальные бойцы спецподразделения «Беркут».
Традиционно злободневным и изящным проектом представлен фонд «Lewben Art Foundation», возникший на основе консалтингово-управленческого холдинга «Lewben Group» и управляющий одной из самых представительных в странах Балтии коллекций международного искусства XVIII-XXI веков. Выставка «Мы верим в искусство» поднимает тему присутствия веры и роли религии в современном обществе, где кризисы и отсутствие уверенности в завтрашнем дне порождают массовый интерес к церкви, подталкивая церковные власти к более или менее успешным попыткам реклерикализации. И сопровождавшая выставку дискуссия «Творческая дилемма: искусство, христианство, сегодня», и экспозиция, в которой итальянская куратор Франческа Феррарини объединила христианскую иконографию XVIII века с работами литовских постмодернистов и провокационными произведениями Ганса Оп де Бека, Джейка и Диноса Чепменов, проблематизируют тему, уходя от простых ответов.
Всякий раз ArtVilnius объявляет определенный акцент ярмарки. Это может быть художественный медиум, например, фотография, а также государство или регион — почетный гость. В 2015-м фокус был сделан на Украине, украинские галереи участвовали в форуме бесплатно, а представленное днепропетровской галереей «Артсвіт» ироничное масштабное панно из китайских полотенец «Сибирь» авторства Никиты Шаленного получило награду, как лучшая инсталляция ярмарки.
Солидарность и поддержка Украины в ситуации российской агрессии присутствует в литовском обществе повсеместно и является одним из принципов государственной политики. ArtVilnius здесь демонстрирует искреннее участие. В 2014-м украинским галереям также дали возможность бесплатного участия в ярмарке, приз как лучшая зарубежная галерея тогда получил киевский «Цех». «Цех» является старожилом ArtVilnius, с небольшим перерывом он участвовал в ярмарке с ее появления в 2009-м, когда Вильнюс был избран культурной столицей Европы. Работая с постоянным пулом авторов, «Цех» сформировал на них моду в странах Балтии, в каждой крупной коллекции региона есть произведения Николая Белоуса, признанного лучшим иностранным художником ArtVilnius-2013, и Евгения Петрова. Его циничные акварели удивляют мастерством и масштабом, в этот раз они стали одной из визитных карточек вильнюсской ярмарки, попав даже в специально разработанную игру-путеводитель по ее залам и мероприятиям.
Роман «Цеха» с Вильнюсом привел к серьезным последствиям. В 2016-м учредитель «Цеха» Александр
Щелущенко открыл филиал в столице Литвы. Также как и в Киеве — в заводском пространстве. Кроме украинских, он выставляет в нем молодых литовских художников. На сегодняшний день это единственный филиал украинской художественной институции за рубежом.
Фокусом 10-го ArtVilnius избрана Франция. 11 французских галерей и концептуальный проект, инсталлировавший работы французских художников в разных залах форума, представил искусство одной из стран-создательниц современной европейской цивилизации. Кроме молодых, можно было приобрести и произведения классиков мирового искусства музейного уровня. «Galerie Eric Mouchet» предложила фотоработу легенды японского искусства Эйко Хосоэ за 9 000 евро, небольшую гуашь Ле Корбюзье за 70 000. Ею же выставлен киберпанковский объект Пьера Геньяра «Puppa Pa Pa Pa Pa» (2018) – маскировочное пончо, оборудованное металлическими конструкциями, фейерверками и электрическими детонаторами. В экспозиции же некоммерческих проектов представлено видео Геньяра «Шаманский Баньоле», в котором этот наряд используется в перфомансе. Вдохновившись представлением народного театра в маленькой итальянской деревне региона Абруццо, где ряженый в сложный наряд, изображающий женщину, актер танцует с все чаще зажигающимися фейерверками, художник перенес этот «экзорцистско-эротически-причудливый случай» в свой родной городок Баньоле, интерпретировав его в современной эстетике. «Этот тип изображения перекликается с моим видением современности, ритуалов и особенно иконографии рэпа, которую я хорошо знаю», — говорит художник.
Пьєр Ген’яр. «Шаманський Баньоле», 2018 рік. Трейлер
Без украинцев не обошлось и во французской программе. «Galerie Suzanne Tarasieve» предложила работы звезды Харьковской школы фотографии Бориса Михайлова из проекта «Вчерашний бутерброд» (1966-1968) формата А4 по цене 10 000 евро за экземпляр. Меньшие по размеру фотоработы немца Юргена Теллера стоили 6 200, а объекты модной группы «Recycle», представлявшей Россию на 57-й Венецианской биеннале в 2017-м – от 14-ти до 30 000 евро. Группа «Recycle», один из участников которой Георгий Кузнецов родился в Севастополе, участвовала и в нашем с Олегом Куликоим и Анастасией Шавлоховой проекте «Апокалипсис и Возрождение в Шоколадном доме» в рамках первой Кивской биеннале в 2012-м. Выставка была закрыта из-за противодействия сотрудников музея, привлекавших на свою сторону одиозную Национальную экспертную комиссию по вопросам защиты общественной морали, писавших доносы в прокуратуру и самовольно демонтировавших часть экспозиции по цензурным соображениям. В Украине «Recycle» представляет «Mironova Gallery».
Дебютантом 10-й ярмарки ArtVilnius выступило киевское независимое арт-пространство «Set», представив молодых украинских авторов и швейцарскую художницу Марианну Холленштайн. Лидером продаж среди них оказался Андрей Сигунцов с его хулиганско-философскими рисунками и коллажами о современном украинском обществе.