Я посмотрела фильм о корабле U311 «Черкассы» в прошлом году, летом, во время Одесского международного кинофестиваля. Если бы я написала об этом фильме тогда — а я возвращалась к нему в разговорах несколько дней после просмотра — это бы получился совсем другой текст. Сейчас же, во время карантина СОVID-19, я вспоминаю об этом фильме совсем по-другому.
Сегодня, мы — те же герои этого фильма, которые столкнулись с ситуацией жизни и смерти. И эта ситуация влечет больше ответственности, чем только за себя. Она больше, чем каждый из нас. Мы, как герои фильма, попали в нее непредсказуемо. Как и в фильме, разве кто-то из нас мог предположить, что армия РФ, без знаков отличия, зайдет на территорию нашей земли и грязно «отожмёт» ее у нас, поставив под удар несколько миллионов людей? Разве мы буквально совсем недавно могли предположить, что происходящее в далеком Китае коснется и нас, и не просто каких-то людей где-то там на противоположном берегу, здесь и сейчас?
Для героев фильма война оказывается тоже здесь и сейчас, и зрителям вместе с ними дается шанс примериться, какова ситуация с командой на корабле: успел ли этот корабль стать родным, а члены команды — друзьями и соратниками, какие шаги прогнозируемы из того, что мы уже знаем, а какие решения герои будут принимать быстро, без оглядки.
Мы, как и герои фильма, попали в эту ситуацию — нырнули в нее с головой — со своими координатами ценностей, опыта и предубеждений. В фильме команду удерживают «на плаву» военные правила и морские ритуалы, острое ощущение каждого, что ты за себя и за того парня и за родителей своих, да и просто за людей, которых ты даже не знаешь, но твои действия несут для них последствия, как и для тебя самого. А нас, сегодняшних, что удерживает в сознании и без паники? С правилами карантина СОVID-19, вроде все понятно — нет смысла здесь их перечислять. Но что теперь происходит с нашими ритуалами, для которых, как и для героев фильма — членов команды корабля, нужно окружение: коллеги, друзья, бартендеры speak-easy, сомелье, раскручивающие перед нами бокалы с вином, зрители на соседних местах и рядах в кинотеатрах, чтобы совместно совершать обычные, привычные нам всем, действия и не чувствовать себя одному?
Может быть, сейчас, наши ритуалы совпадут с нашими правилами — в уже становящемся медитативном мытье рук, дезинфекции телефона, на который первым падает наш взгляд, как только мы просыпаемся, протирании антисептиком поверхностей и надевании маски при повороте ключа в замке дома. Может быть, совместив ритуалы и правила, мы перестанем подчиняться внутреннему «авось», и выйдем в осознанное поле поступков.
Нам нравится смотреть кино, в котором герой меняется, освобождается от своих слабостей, осознает, что ему/ей действительно в жизни нужно, перестает прятаться за потребностями, навязанными социальным кругом, и начинает действовать объемно и эмоционально осознанно. Или как сокращенно говорят «киношники» — происходит «взросление героя». Поэтому нам нравится смотреть фильм «Черкассы», в котором взросление, изменение героев усилено кинематографически также за счет истории — обстоятельств и времени, и в финале которого героя разворачивают к нам — посмотри, он такой же, как и ты.
Сегодня мы не знаем, что будет в финале истории с коронавирусом, его мутациями и нашей борьбой с ним. Но герои теперь — каждый из нас, каждое наше действие по отношению к себе и своему здоровью — это действие по отношению к здоровью и будущему близких и совсем незнакомых нам людей, это отражение того, какими мы будем после.